Жизнь, как она есть: рассказы и истории Игоря Гуревича
Жизнь, как она есть: рассказы и истории Игоря Гуревича
В 2014 году у Игоря Давидовича Гуревича, уроженца Архангельска, поэта и члена Союза писателей России, вышел сборник «Лето, в котором тебя любят», состоящий из рассказов и житейских историй. Эта книга попала ко мне в руки случайно. Признаюсь честно,ранее творчество северных писателей – современников не входило в поле моих читательских интересов. Но однажды к нам на лекцию в университет пришёл Игорь Давидович...
...Писатель сразу произвёл впечатление опытного,открытого и талантливого человека. Вы, возможно, замечали, что у людей творческих профессий эмоции грусти и радости как будто бы смешиваются между собой и, тем самым,выражение лица у человека становится загадочным и мечтательным. Таким мне запомнился Игорь Давидович в нашу первую встречу.
В начале беседы писатель объявил: «За самый интересный вопрос подарю свою книгу!». Не уверена, что мой вопрос об эволюции литературы и аудитории оказался самым интересным из всех, но книгу я всё-таки получила. На форзаце авторской рукой было написано: «Алине. Читайте, дерзайте и задавайте вопросы. 28.03.2019. От автора». Пожелание было выполнено лишь спустя месяц. В конце апреля всегда наступает момент, когда ты уже ждёшь – не дождёшься летнего тепла и яркого солнца. И тогда всеми силами и мыслями стараешься хотя бы на чуть-чуть приблизить любимое время года. «Лето, в котором тебя любят» Игоря Гуревича – панацея для тех, кто скучает по родным краям,знакомым с детства местам и беззаботным счастливым дням.
Произведение состоит из семнадцати историй: «Лето, в котором тебя любят», «Мальчик и комнатные растения», «За три кукареку», «Прощай, матрас!» и так далее. Каждое повествование – маленький кусочек, оторванный от большого полотна воспоминаний автора. И все эти кусочки в совокупности составляют целую жизнь под названием «Лето».
В житейских историях есть своя магия. Они подкупают простотой, искренностью и правдоподобностью. Я люблю читать рассказы и представлять,будто бы их автор – мой отец, который сидит по вечерам на кухне, пьёт крепкий чай с тремя ложками сахара и вспоминает приключения из своей молодости. Истории Игоря Давидовича как раз такие же, «внутрикухонные», возвращающие на много лет назад и заставляющие задуматься о том, с чего начинался наш путь.
Сюжеты повествований трагикомичны, как и, в общем, человеческая жизнь. В одной истории автор рассказывает о неловком первом свидании Марины и Петра, а в другой – о переживаниях молодой учительницы Светланы, профессия которой не была её личным выбором. Игорь Давидович пишет о себе тоже. Иногда – от первого лица, чаще – от третьего. В первой истории – письме умершему дедушке автор говорит те слова, которые проходят красной нитью сквозь все последующие рассказы: «Лето… Большое, доброе, светлое лето, в котором тебя любят только за то, что ты есть».
Я учусь на журналиста уже три года. В течение всего этого времени преподаватели говорят нам: «Пишите так, чтобы какая-нибудь бабушка Раиса Валентиновна и её внук ПТУ-шник понимали, о чём речь. Чем проще – тем лучше».Журналистика – это не литература, но всё же, по моему мнению, понимание авторского языка читателем является одной из составляющих успеха произведения. Игорь Давидович пишет легко и доступно. В его языке присутствуют обилие просторечных слов, выражений, а также разговорная лексика: «лыбиться», «съёмная хибара», «энный размер», «сломала кайф», «обалдевший» и так далее. Хочу заметить, что подобная манера повествования совсем не вызывает отвращения и не заставляет засомневаться в образовании и грамотности автора. В обычной жизни люди говорят о быте, о новостях, рассказывают друг другу анекдоты и сплетничают,используя в своей речи слэнговые выражения и слова «из народа». Произведение Игоря Давидовича – о простых людях, с которыми мы сталкиваемся каждый день, кем сами и являемся.
Автор уделяет особое внимание описанию персонажей, настроений, природы. Это помогает создать «эффект присутствия», благодаря которому мы, читатели, можем соединить все составляющие произведения в цельную картину. «Игорек был толст и не то, чтобы совсем неловок, но все же неповоротлив.<…>Игорек обладал острым и живым умом, постоянно болел ангинами и имел хороший аппетит» – с иронией пишет автор, вероятно, о самом себе в годы детства. «Раннее сентябрьское утро пахло грибами. Ближний лес манил, чуть паря после ночного легкого дождя.<…> Воскресенье. Начало сентября. Пять утра. Лесной поселок нехотя просыпался. На крыльцо, потягиваясь, в майке и спортивках с вытянутыми коленями вышел сосед Василий» – этими словами Игорь Давидович начинает свою историю «Радугу тебе в печень». Читаешь и сразу представляешь себе и посёлок, и Василия в растянутых штанах. Разве нет?
Мне кажется, что основное достоинство этого произведения – ощутимая любовь автора к своим близким, к родине и людям. Так горячо могут любить только те, кто родился на холодном севере. В историях Игоря Давидовича нет глубокого смысла и обсуждения актуальных проблем человечества, что для искушенных читателей может показаться серьёзным недостатком произведения. Но, по моему мнению, должны быть и такие книги, которые создаются в знак благодарности обычному человеку и не могут быть использованы школьниками в своих экзаменационных сочинениях.
«Лето, в котором тебя любят» –ценный вклад в современную литературу русского севера. Благодаря таким писателям, как Игорь Давидович,наши родные края славятся честными, трудолюбивыми и искренними людьми. Иногда просто необходимо отвлечься от вечной суеты вокруг, взять в руки хорошую книгу и обратиться к самому важному человеку в мире –себе. Ведь, наверное, в памяти каждого было и есть то лето, в котором нас любят только за то, что мы есть.
Алина Блохина
Добавить комментарий