Плесецкие новости
Случайный материал

Они сражались за станцию Лоухи

Они сражались за станцию Лоухи

Уже более 15 лет назад создан и активно развивается электронный банк данных ОБД «Мемориал», содержащий информацию о советских воинах, погибших, умерших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Неравнодушные к судьбе своих близких могут там хоть что-то узнать об их боевом пути. Разнообразная информация о десятках миллионов защитников может вдохновить пытливые умы исследователей по многим интересующим их темам.

Достаточно много данных в этой базе и о наших  земляках. Только по запросу о списке безвозвратных потерь в числе призванных Плесецким военкоматом ОБД «Мемориал» выдает более шести тысяч фамилий. А ведь был еще и Приозерный район, где цифры потерь того же порядка. О большинстве из погибших что-нибудь да есть. Даты призыва и гибели, номер войсковой части, место захоронения... И благодаря этой скорбной информации можно составить примерную картину того, где же воевали наши деды и прадеды.  
Первая волна мобилизации началась на следующий день после начала войны и проходила в течении 7 суток. Наши земляки направлялись для дальнейшего формирования на сборные пункты Архангельска и Вологды. Только из 1 млн 109 тысяч жителей области по всем видам мобилизации в армию и флот было призвано почти 310 тысяч человек. На территории Архангельского военного округа формировались три армии, девять дивизий, семь бригад, всего более 120 различных воинских подразделений. И, наверное, все эти войсковые подразделения отразились в документах ОБД «Мемориал».
Первой отправлялась на фронт из Архангельска 88-я стрелковая дивизия. И одним из   самых упоминаемых мест захоронения наших павших героев в 1941 году отмечены окрестности станции Лоухи Кировской железной дороги, где местом службы у них указана эта дивизия, дислоцировавшаяся на начало  войны в Архангельске и Онеге. Первоначальной их задачей было  охранять морское побережье в ожидании высадки немецкого десанта. Но война быстро изменила течение судеб наших земляков.
Летом 1941 года противник, не сумев захватить Мурманск, направил удары на Кандалакшу и Лоухи. Основные силы обороны были отрезаны от своих баз снабжения и дрались в окружении. Бои шли ожесточенные. Никаких резервов не было. Ещё рывок - и противник будет у намеченной цели: до станции Лоухи всего 30 с небольшим километров. Захватив Лоухи, враг планировал решить свою главную задачу – изолировать Мурманск от страны, а этого допустить было нельзя. Положение было катастрофическое. Когда Сталину доложили об этом, он спросил: «Что у нас там есть поблизости?» Ему ответили: «В Архангельске 88-я стрелковая дивизия, кадровая, укомплектованная, вооруженная. Некоторые ее части имеют боевой опыт в войне с Финляндией».
3 августа командир дивизии генерал-майор Зеленцов получил приказ Ставки Верховного Главнокомандующего: любой ценой остановить наступление
врага на Лоухи. Утром 12 августа дивизия была поднята по тревоге и 18-ю эшелонами по железной дороге и морем отбыла на Карельский фронт в пункт назначения. Эшелоны прошли по строившейся железной дороге Обозерская – Сорока. Раньше там ходили только поезда со строителями дороги. Ветераны вспоминают: «…погрузились в эшелон и отправились в путь-дорогу. Доехали до станции Обозерская… и от неё повернули на запад по новой, совершенно неизвестной железнодорожной ветке. Появление нашей дивизии на фронте было для противника неожиданностью. Ветка была совершенно новая, насыпь свежая, неосевшая, и поезд шёл по ней осторожно, вагоны ходили сверху вниз, как бы приседая и выпрямляясь. В общем, впечатление было такое, что мы где-нибудь должны рухнуть».
В это время в штабе 14-й армии, сдерживавшей натиск врага в районе Лоухи,  все время запрашивали: «Что восемьдесят восьмая? Торопите, свяжитесь с военными комендантами станций, пусть освободят для дивизии все пути!». И наконец-то начали подходить эшелоны. С первым из них прибыл командир дивизии и сразу начал организовывать оборону станции.
Практически благодаря своевременному прибытию удалось избежать захвата станции и перерезания железной дороги на Мурманск. К ноябрю 1941 года противник был оттеснен на 40 км.
Из записей начальника штаба дивизии подполковника С.П. Перкина от 16 ноября 1941 года: «Бои несколько стихли, противник поставленную задачу не выполнил, наступательный порыв у него иссяк. Пленные показывают, что настолько велики потери, что вообразить нельзя. В ротах из 180 человек осталось максимум 50».
Но не меньше досталось и нашим войскам. К концу ноября 1941 года в дивизии от 17 тысяч личного состава осталось в строю не более трех тысяч человек. Обескровленную дивизию вывели на переформирование. В марте 1942 года дивизия была преобразована в 23-ю гвардейскую стрелковую, а в октябре 1942 года она была перенаправлена на Калининский фронт.
В окрестностях Лоухского района Карелии расположено не менее десятка братских могил, в которых покоятся тысячи героев Великой Отечественной.
В жестоких боях воины дивизии сорвали вражеский план прорыва к Кировской железной дороге и обеспечили её бесперебойную деятельность. Только за первую половину 1942 года по дороге прошли 15 тысяч вагонов ленд-лиза из Мурманска через Сороку – Обозерскую в центр страны. Ещё в сентябре 1941 года Геббельс заявил по радио: «Кировская дорога выведена из строя – не работает и не может быть восстановлена». Министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден в декабре 1941 года прибыл в Мурманск морем и оттуда по железной дороге через станцию Лоухи и далее по нашей железной дороге доехал до Москвы. Вернувшись в Лондон, он 4 января 1942 года заявил по радио: «В связи с тем, что лётные условия были очень плохими, мы направились в Москву поездом. Часть нашего путешествия проходила по той железной дороге, о которой Геббельс говорит, что она перерезана. Из своего собственного опыта могу сказать, что Геббельс ошибается – железная дорога в полном порядке, не повреждена и работает гладко, хорошо».
Евгений Беляев.
По материалам ОБД «Мемориал» и книги В.М. Меньшикова «Из Архангельского военного округа шли дивизии на фронт».
Ниже в файле несколько десятков фамилий, кого удалось найти в базе:





Подать объявление
CAPTCHA
Погода на сегодня



Авторское право на содержание сайта Plesnov.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит сетевому изданию "Плесецкие новости", если иное не указано в тексте статьи или в подписи к перечисленным материалам. Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. Использование текстовых материалов возможно только в виде частичного цитирования в объеме, не превышающем 30% исходной информации, и только при условии и наличии гиперссылки на конкретный материал.

RSS

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.