Плесецкие новости
Случайный материал

О миссионерском служении на Кенозерье

О миссионерском служении на Кенозерье

В июне 2019 года исполнилось двадцать лет миссионерскому походу группы московских паломников на Кенозерье.

Север всегда имел приоритетное направление для ученых, писателей, архитекторов и просто паломников. Поход 1999 года также планировался как паломнический, но по результатам своей миссионерской деятельности вошел в историю Севера так же, как когда-то вошло в историю нашего Отечества Крещение Руси Великим князем Владимиром. Кенозерье – уникальное место, богатое своей природой и культурой. Здесь, благодаря природному ландшафту, достаточно широкое биологическое разнообразие. Здесь широка и самобытна народная культура, в основе которой и православная вера, и пережитки далекого, но длительного периода язычества. За три века в Кенозерье было возведено несколько храмов и монастырей, десятки часовен и поклонных крестов. Люди, населявшие эти места, жили согласно вере и традициям, которые были переняты от предков – трудились на полях и в домах, посещали богослужения в храмах, молились в часовнях, совершали паломничества в ближние и дальние монастыри. Жили так, как жил народ по всей России. В ХХ веке, как по всей России, здесь произошли глубокие политические и социальные потрясения, связанные с закрытиями церквей, арестами священнослужителей, гонениями за веру Христову. Часовни превращались в хозяйственные помещения колхозов, а молодое поколение постепенно отходило от веры. Спустя годы, пройдя через испытания, русский народ стал возвращаться в лоно Церкви. И вместе с ними жители Кенозерья. Из часовен убирали мусор, возвращали в них сохраненные сердобольными жителями иконы и церковную утварь. В большие церковные праздники все чаще в часовнях стали звучать молитвы. После создания Кенозерского национального парка часовни стали реставрироваться. Одновременно с этим произошло и массовое возрождение веры среди местного населения. В августе 1998 года после реставрационных работ была освящена Никольская часовня в селе Вершинино. Часовню освятил епископ Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов). Впервые, спустя десятилетия, жители Вершинино и окрестных деревень побывали на богослужениях, совершаемых священником, и впервые за всю историю Кенозерья — на архиерейском богослужении. В том же 1998-м году на Кенозере частным визитом побывал Анатолий Зырянов, в то время возглавлявший молодежный отдел Русского географического общества. Он был так впечатлен красотой природы и количеством храмов и часовен на территории Парка, что на следующее лето вернулся сюда уже с группой школьников из подмосковной православной гимназии «Плесково». Группу ребят также сопровождали несколько педагогов гимназии и два священника – иерей Владимир Кутикин и иерей Евгений Зуев, клирики московского Христорождественского храма (в Измайлово). Отправляясь в поездку, священники заручились и благословением епископа Архангельского и Холмогорского Тихона. Поездка предполагала путешествие по самым знаковым местам Кенозерского национального парка, а также службы в тех храмах и часовнях, к которым была возможность получить доступ. Никто и предположить не мог, что она станет миссионерской. Немного знакомые с историей Русского Севера и представлявшие всю сложность духовного окормления в отдаленных деревнях, священники на случай, если встретятся желающие креститься, взяли с собой небольшое количество нательных крестиков. Такие люди действительно встречались в тех деревнях и селах, где были отслужены молебны в часовнях и храмах. В первый же день в деревне Филипповская, где находится Почезерский храмовый комплекс, священниками был отслужен молебен в кладбищенской часовне Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и крещены два человека из местных жителей. И только путешествие на байдарках по реке Поче и последующая служба в п. Усть-Поча показали, какое количество людей на тот момент оставались без пастырского окормления. Проплывая мимо деревень, расположившихся на берегах широкой Почи, путешественники приглашали людей приехать завтра на службу в Усть-Поченский храм святителя Николая. Жители деревень выходили на берег посмотреть на длинный караван из десятка байдарок, кто-то рыбачил, кто-то полоскал белье на мостках. И, услышав приглашение приехать на службу, многие охотно соглашались, а многие сетовали на то, что ни сами не крещены, ни дети, ни внуки, поскольку последний раз священники были в этих краях в 1927 году, а денег на то, чтобы всей семьей поехать в ближайший город и покреститься, попросту нет. Узнав о том, что можно будет покреститься и к тому же бесплатно, люди удивлялись и радовались. В Усть-Поче на службу собралась добрая половина поселка. После освящения часовни была отслужена литургия. А после в водах Свиного озера было крещено более ста человек. В течение всего дня приходили, приезжали на машинах и приплывали на моторных лодках жители окрестных деревень. Вот как вспоминает об этом событии иерей Владимир Кутикин: «Утром мы приехали на службу – народу полная часовня. Обратились к людям с предложением после службы покреститься, кто желает. Пожелали все. Когда после службы вышли на улицу и увидели такое количество народу, конечно, изрядно удивились. Началось крещение, которое было самым продолжительным здесь, на Кенозере, оно длилось три или четыре часа. Больше ста человек было в первый раз и на второй день тоже было много крещаемых там же, в Усть-Поче. С крестиками вышла проблема – надевали до тех пор, пока были, потом уж отец Евгений свой последний снял, но пообещали, что дошлём и дослали, их потом раздали тем, кому не хватило сразу. В Усть-Поче народ с юмором оказался – назвал крещение «Всемирным купанием». Но при этом все очень серьёзно отнеслись к крещению». Вот еще одно воспоминание участницы похода Кристины Облог, на тот момент студентки Православного университета Иоанна Богослова: «Третий день похода был одним из самых удивительных. Утром мы с ребятами приплыли помогать на крещении (лагерь паломников был разбит на одном из берегов озера Свиного, месте называемом Белые пески, в трех километрах от Усть-Почи – М.Г.). Поразительно, но креститься пришла добрая половина деревни – больше двухсот человек! Малышей крестили в купели (точнее – в жестяном корыте), а взрослых прямо в озере!». Путь паломников-миссионеров далее лежал в деревню Вершинино. Там тоже крестилось большое количество людей – больше ста человек. Отдельными рейдами были проведены крещение и богослужения в окрестных деревнях Кенозерья: Тырышкино, Семеново, Косицыно, Горбачихе. Нужно сказать, что лето на Севере очень непредсказуемое – палящее солнце за считанные часы может смениться проливным дождем. И, конечно же, неотъемлемой частью северной природы являются мошки и комары. Отец Владимир вспоминает: «Остановились мы лагерем за Горами (название деревни Вершининского куста деревень – М. Г), там есть такая низинка – болото – и столько там было мошки, это было что-то страшное! Тогда уже Анатолий сжалился над нами и договорился в Парке насчёт кордонов (туристические домики – М.Г.), чтобы весь женский пол и священников определить туда, поскольку нам нужно назавтра служить. Если же всю ночь бороться с мошкой, то мы просто будем не в состоянии ни крестить, ни какую-либо службу совершать. Поэтому нас как белых людей отправили на кордоны ночевать, а сами ребята остались там – с мошкой воевать. Мошки в тот год было страшно много. Ребята все кровью истекли – настолько были покусаны». После таких трудов самым приятным воспоминаем для паломников стал отдых на острове Виловатом: «… Мы были вознаграждены за все мучения. После двух длинных и утомительных переходов мы на моторках «забросились» на остров, где стояли лагерем несколько дней. О! Что это было за место! Грибы, ягоды, рыбалка — в общем, все радости похода. Мы отсыпались, собирали дары леса, реанимировали одежду» (Александр Облог, учащийся школы-пансиона «Плесково»). На этом путешествие московских паломников не заканчивалось. Далее их путь лежал в деревню Морщихинская, где так же были отслужены службы в полуразрушенном храме Петра и Павла, проведено крещение местных жителей. За все время похода московскими миссионерами было крещено более четырехсот человек. Все, что случилось в те дни на Кенозере, можно подвести к словам Христа: « … и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» Ин.10:16 С того знаменательного события в жизни Кенозерья минуло уже двадцать лет, многое изменилось в духовной жизни Кенозерья – восстановлены храмы, созданы приходские общины. Систематически проходят богослужения. Вместе со священниками храма Иоанна Богослова в поселке Плесецк – протоиереем Максимом Волошиным, а затем протоиереем Глебом Должиковым — отец Владимир продолжил окормлять когда-то вверенную ему самим Господом паству. Священники с особым усердием, вниманием и любовью относились и относятся к жителям Кенозерья, подчас жертвуя своим личным временем и средствами, чтобы оказать пастырскую поддержку местным жителям. Многие ребята, участники похода, посвятили себя служению Богу, приняв сан священника. А один из них, протоиерей Сергий Ишков, стал организатором и духовным окормителем миссинерских походов на Урал и в Пермский край. Что до местных жителей, которые крестились в тот год, открытость северной души позволила им принять веру в Христа в полном объеме Евангельской проповеди. И мне, как непосредственному участнику тех событий, по Божией милости, через проповедь московских миссионеров, удалось обратиться к Богу. 19 июня 1999 года и я в числе полторы сотни человек крестилась в озере напротив Никольской часовни в Усть-Поче. С тех пор отец Владимир всегда принимал активное участие и в моей жизни, наставляя на путь истины, помогая делом и утешая словом на выбранном пути. «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:19-20). Аминь. М. Гусева, краевед, п. Усть-Поча. Фото предоставлено автором.





Подать объявление
CAPTCHA
Погода на сегодня



Авторское право на содержание сайта Plesnov.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит сетевому изданию "Плесецкие новости", если иное не указано в тексте статьи или в подписи к перечисленным материалам. Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. Использование текстовых материалов возможно только в виде частичного цитирования в объеме, не превышающем 30% исходной информации, и только при условии и наличии гиперссылки на конкретный материал.

RSS

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.