Плесецкие новости
Случайный материал

Очарование забытого праздника

Очарование забытого праздника

Каждый уголок России красив и уникален по-своему, каждый регион хранит свои старые и создает новые традиции.

Когда-то на Руси широко праздновался особый день: Петровское заговенье, после которого начинался Петровский пост. Этот праздник знаменовал окончательное наступление лета и отмечался спустя неделю после Троицы. Считается, что введен он был церковью в противовес языческому празднику Ивана Купалы. Праздник проходил очень широко и весело, был связан с большим количеством православных и славянских ритуалов. В деревнях варили пиво, молодежь и взрослые водили хороводы, плели венки и гуляли до утра. 
Понятие заговенья у народа сохранилось и сейчас, а вот сам праздник практически иссяк и, казалось бы, остался в прошлом. Но, как минимум в одном месте нашей области, у наших вельских соседей, этот праздник сохранился. При этом сохранилась и большая часть обрядовости и традиций этого праздника.

Практически посередине между Няндомой и Вельском есть очень старая, бывшая когда-то большой, деревня Андричевская. Расположена она в живописном месте, на берегу небольшой, быстрой и чистой реки Пуя. Деревня по праву считается одной из самых красивых на Русском Севере. Неслучайно она долгие годы вдохновляет художников-пейзажистов разных уровней. Один из них, заслуженный художник России, член Союза художников СССР В. Коркадым, много лет назад так и не смог покинуть Андричевскую и поселился здесь. Именно в этой деревне до сих пор и отмечается Петровское, или, как его еще здесь называют, «Яишное заговенье».

Вот и в прошлое воскресенье, 11 июня, вновь удалось прикоснуться к этому необычному действу. В зимнее время Андричевская почти пуста, но летом ее население резко увеличивается: приезжают дети и внуки тех, кто когда-то здесь жил. Но на заговенье многие, не имеющие никакого отношения к деревне, приезжают специально. Много гостей из соседних деревень, «из района», из Архангельска. Приезжают из наших российских столиц и других крупных городов. Бывали и заграничные гости, желающие познакомиться с русской историей, в последние годы зачастило телевидение.

В принципе, все как на любом массовом мероприятии: торговцы ставят свои ряды, шашлычники разжигают мангалы, детвора оккупирует привезенные батуты и аттракционы. Здесь можно купить сувениры, продукцию местных умельцев, печатные пряники, покататься на лошадке и т.п. Но это все — внешний коммерческий антураж. 
Сам праздник сосредоточен, как и в Пасху, вокруг куриного яйца, ведь яйцо — это символ жизни и смерти. На открытой сцене несколько часов, сменяя друг друга, выступают самодеятельные артисты из окрестных мест, в ярких русских народных костюмах. Перед началом действа ведущие благодарят хранителей этого праздника и устраивают веселый, но философский спор о том, что первично: курица или яйцо? По единодушному мнению зрителей, побеждают сторонники яйца, как-никак заговенье-то «яишное»! Тут же зрителей обносят пышным караваем, одаривают подарком: почти всем достается крашеное яичко.

Но главное, ради чего и приезжают люди, разворачивается не здесь! Главное — там, где расположен так называемый «городок». Это особое место расположено чуть поодаль, недалеко от сельского кладбища, на крутом сосновом берегу реки, под стенами восстановленной самими деревенскими жителями колокольни XIX века, где праздник и проводился веками… В городке «катают яйца»!

Устройство «городка» — это многовековая неизменная традиция. Накануне вечером все желающие участвовать собираются у колокольни. Зажигается костер, на длинный стол каждый выставляет угощенье. Начинаются неспешные разговоры, песни, гуляния до рассвета. Гуляет не только молодежь, но и взрослые и даже пожилые люди. Одновременно под треск костра и задушевные разговоры, самые опытные и сведущие «строят городок». В земле делается углубление диаметром около 2-2,5 метра и глубиной 50-60 см цилиндрической формы с абсолютно вертикальными стенками и ровным утрамбованным дном. Все это сооружение, чтобы не рассыпалось днем, обрабатывается глиняным раствором. С помощью той же глины устанавливается деревянный лоток под определенным углом. Это совсем не простое дело и здесь требуется определенный навык!

К десяти утра, когда собираются люди, каждый может попытать удачу. В прежние времена в первую очередь это делали устроители городка и те, кто «дотерпел» до самого начала. В основном это была мужская половина деревни. Сейчас условия смягчились и главное внимание — гостям. 

Гости на праздник приходят не с пустыми руками. У многих можно заметить целые корзинки и другие емкости с крашеными куриными яичками. Сначала нужно «сделать взнос»: пустить по желобку одно яичко, чтобы оно заняло свое место в «городке», а самому встать в очередь, которая быстро образуется из желающих поучаствовать. Очередь, похожая на хоровод, неспешно движется вокруг «городка». В свой черед нужно пустить по лотку новое яичко, да так, чтобы оно не вылетело из «городка», не избрало бы ненужную траекторию, а столкнулось бы с как можно большим количеством яичек на дне. Если тебе повезло, ты забираешь все «выбитые» яички, а если нет, то твой «снаряд» остается в «городке». В этот раз мне повезло и рука не дрогнула. Но даже те, кто проигрался, ушли с праздника с прекрасным настроением! Тем более, что было еще много всего интересного. Девушки плели венки, молодежь качалась на сооруженных местными качелях, по всему полю струились хороводы, где были и стар и млад. В конце праздника все спустились к реке, чтобы у текущей воды попросить прощения, а девушкам пустить по ней венки…

Безусловно, все это событие из-за своей красоты, глубокого смысла и историчности достойно памяти. 

Самым интересным здесь является то, что это не придуманный и не вновь воссозданный праздник. Здесь, в Андричевской, его никогда и не забывали! Простые люди, «от сохи», смогли этот праздник сохранить, пронеся его через века. Здесь «катали яйца» и в дореволюционной России, когда он и появился, и в советские годы, когда подобное если и не запрещалось напрямую, но уж точно и не поощрялось. Как ни странно, самыми трудными для праздника оказались 90-е годы. Жители деревни разъехались или умерли, а оставшимся было не до праздников. Но нашлись-таки подвижники из местных, которые и колокольню восстановили, создав внутри нее некое подобие музея, и вдохнули жизнь в свое «яишное заговенье». И «городок», спустя пару лет, появился снова. Сначала участвовали в нем единицы, те немногие, кто остался в деревне. Но слухами земля полнится. И зашумел народный праздник под стенами сельской колокольни! Это уже потом он был поддержан «сверху» — сначала местным руководством, а далее уже и районным, и даже появились сюжеты по областному ТВ. Сейчас праздник собираются продвинуть на региональный уровень.

Получается, простые деревенские люди этот праздник спасли. А сколько подобных красивых традиционных русских праздников канули в Лету? Может и нам стоит не только придумывать что-то новое, но и вспомнить про забытое старое, про «яишное заговенье», например, или про какую-то другую веху русской истории и не только для красивой картинки «на вынос», а для себя, для души?
На празднике побывал 
А. Плюснин.






Подать объявление
CAPTCHA
Погода на сегодня



Авторское право на содержание сайта Plesnov.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит сетевому изданию "Плесецкие новости", если иное не указано в тексте статьи или в подписи к перечисленным материалам. Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. Использование текстовых материалов возможно только в виде частичного цитирования в объеме, не превышающем 30% исходной информации, и только при условии и наличии гиперссылки на конкретный материал.

RSS

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.