Плесецкие новости
Случайный материал

Учитель с большой буквы

Учитель с большой буквы

В Год педагога и наставника много добрых слов звучит в адрес учителей, кто посвящает свою жизнь детям, щедро делясь знаниями и теплом своих сердец. Таким человеком по праву можно назвать Валентину Леонидовну Чернокову — учителя русского языка и литературы Коневской школы. Это талантливый, высокообразованный филолог, ярко и полно реализовавший себя в профессиональной деятельности.

Примеры для подражания

Девочка росла в семье педагогов. Её бабушка, Нина Васильевна Крехалева, была учителем биологии. Всю жизнь проработала в школе. Награждена медалью «За доблестный труд». Она рассказывала внучке о своей работе в Бережнодубровской и Конёвской школах, детском доме, который располагался в деревне Бережная Дуброва, о том, как она пережила военные годы, как рыла окопы под Ленинградом. Многому научила: вязать, вышивать, прясть шерсть. Долгими зимними вечерами, будучи уже на пенсии, рассказывала сказки, прочитанные книги, истории о своих воспитанниках, известных земляках с Каргопольской земли. Многие её ученики, выбравшие для себя делом всей жизни профессию учителя, вернулись в стены родной школы. Анна Константиновна Третьякова, учитель биологии, впоследствии будет учить внучку Н.В. Крехалевой — Валентину.
Дедушка Александр Фёдорович Савин, учитель истории, более десяти лет проработал директором школы № 1 города Северодвинска (теперь Северодвинская прогимназия № 1). Двоюродная сестра Любовь также всю жизнь отработала учителем истории и обществознания. 

Рисование у Валентины Леонидовны преподавала Валентина Павловна Ильина, которая научила её делать эскизы с натуры. С ней они рисовали виды из окна в разное время года, натюрморты с фруктами и овощами, учились правильно накладывать тени и светотени на графический рисунок. «Хорошо рисовал и отец, хоть и не имел специального образования. Нравилось рисовать, когда училась в школе, участвовала в конкурсах рисунков, оформляла школьные стенгазеты и стенды. В институте создавала иллюстрации к произведениям писателей-классиков. В школе с удовольствием вела уроки изобразительного искусства и мировой художественной культуры», — рассказывает Валентина Леонидовна.
В школе Валентина была активисткой и общественницей. Оценки — только отлично и хорошо. Всё было интересно ученице: биология и химия, математика, русский язык и литература. По биологии Валентина ездила даже на всероссийские олимпиады, занимала призовые места. Все ее близкие были уверены: выберет для себя именно эту специальность. В том, что станет педагогом, никто даже не сомневался.

«Классный руководитель Тамара Александровна Коловангина советовала стать учителем математики и говорила, что в этой науке всё просто и понятно», — вспоминает Валентина Леонидовна. 

«Ген просвещения — Ваш ген!»

Тяготея к биологии, неожиданно для всех абитуриентка приняла решение поступить на историко-филологическое отделение в Архангельский государственный педагогический институт им. М.В. Ломоносова, несмотря на то, что на учителя биологии её взяли бы даже без вступительных экзаменов, так как она была победительницей многих олимпиад разного уровня по этому предмету. 

«Мое появление на историко-филологическом факультете не было запланированным. Бабушка хотела, чтобы я исполнила её несбывшуюся мечту и стала врачом. Но, видимо, мой внутренний голос подсказывал, что это не моё. Как известно, литература — не математика, где ответ либо правильный, либо нет. Зато литература, открывая мир с помощью слова, творит чудеса: беспредельно расширяет взгляд на жизнь и на человека и умножает наш внутренний опыт, делает тоньше наше восприятие. В детстве мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить интригу. Но приходит миг, когда мы открываем книгу для того, чтобы углубиться в себя. Мы находим в книге собеседника. Возможно, это и стало определяющим при выборе специальности», — говорит В.Л. Чернокова.

После зачисления её сразу выбрали старостой группы (Владислав Иванович Голдин, декан факультета, обратил внимание на хорошую характеристику), и студентка была ею до окончания учебного заведения. 

Уже в институте стала заниматься исследовательской деятельностью. Выбрала тему по устному народному творчеству, с этой работой ездила выступать в Петрозаводск на межвузовскую научную конференцию, а затем на отлично защитила дипломную работу по фольклору.
«На третьем курсе, когда все мои одногруппники отрабатывали практику в городе, меня попросили поработать в Кенорецкой школе. На тот момент там не было учителя. Там я и прошла боевое крещение. Начинающие учителя Елена Петровна Седова и Надежда Борисовна Фомина, с которыми я встретилась, очень хорошо меня приняли. Мы по сей день дружим. Много добрых советов дали и опытные педагоги Г.В. Перепёлкина, З.А. Корзова, Е.П. Пономарёва», — поделилась воспоминаниями Валентина Леонидовна.

 Без сожаления о выбранной профессии

В 1986 году, после окончания института, по распределению проработала год учителем русского языка и литературы в Липаковской средней школе, а затем перевелась в родную Конёвскую. Пришла на место своего педагога Надежды Петровны Шемелиной после её ухода на заслуженный отдых. 

«Вернулась в Конёвскую школу в 1987 году. Директором в то время была Светлана Елисеевна Савостина, которая и приняла меня на работу. Коллеги встретили очень хорошо. У опытных педагогов многое переняла, многому научилась: у Любови Александровны Дмитриевой — строгости и справедливости, у Валентины Ивановны Сидоровой — творческому подходу, у Сергея Владимировича Попушина — педагогическому мастерству. Признательна всем, с кем посчастливилось работать», — рассказывает Валентина Леонидовна.

17 лет она была заместителем директора по учебно-воспитательной работе. С 2008 года является руководителем районного профессионального объединения учителей русского языка и литературы. В 2015 году Валентине Леонидовне Черноковой было присвоено звание «Почетный работник общего образования РФ». Она входит в состав районного методического совета при управлении образования. Является экспертом регионального банка экспертов по аттестации учителей на квалификационные категории, входит в региональный реестр педагогов-консультантов. Имеет высшую квалификационную категорию. Её педагогический стаж — 37 лет.

В 2006 году Валентина Леонидовна стала победителем конкурсного отбора лучших учителей РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Является победительницей всероссийского конкурса «Инновационная школа-2012» в номинации «Инновации в управлении школой». В 2020 году ей была присуждена денежная премия как лучшему учителю Архангельской области. 

Награждена почетными грамотами Министерства образования РФ, Министерства образования и науки Архангельской области.

Опыт педагога, её организация проектно-исследовательской деятельности были представлены на всероссийской научно-практической конференции «Исследовательская и проектная деятельность в школе», а организация работы творческой группы педагогов — в журнале «Северная Двина» в 2011 году.

Как только она приступила к работе, ей сразу же дали старшие классы. В одном из них училась Любовь Викторовна Лукина, нынешний директор Коневской школы. 

Среди учеников Валентины Леонидовны есть учителя, воспитатели и педагоги дополнительного образования. Есть и те, кто вернулся в родную школу. За все годы работы у неё было 12 медалистов, трое из них окончили школу с золотой медалью.

«Мои ученики — источник вдохновения»

Заинтересовавшись исследовательской деятельностью ещё в студенческие годы, Валентина Леонидовна постоянно совершенствуется, стремится узнать что-то новое, своим ученикам старается привить любовь к знаниям и новым открытиям. Ей присущ тот высокий профессионализм, который вырабатывается и в силу эрудиции, и в силу собственного опыта и интереса к чему-то новому.

«Научно-исследовательская деятельность — очень хороший опыт для ребят: развивается умение работать с полезной информацией, анализировать, обобщать, делать выводы, умение держаться перед любой аудиторией. 

Я начинаю заниматься с ребёнком с шестого класса, так как в пятом ещё происходит адаптация после начальной школы. Предлагаю попробовать. С тем, у кого загорелись глаза, выбираем тему и начинаем готовиться. Первые шаги делаем на «Коневских чтениях». Затем выступаем на районных мероприятиях — более высоком уровне, представляя результаты своего труда. С 9 по 11 класс есть возможность выйти на региональный уровень. Это очень сложный процесс, поэтому чаще работаем индивидуально. Настоящее исследование требует много усилий, по-другому просто не получится. С юными исследователями пройден путь длиною в пять-шесть лет: это Мария Старицына, Полина Корнишина, Дарья Ушакова.

Ни разу не пожалела о том, что стала учителем русского языка и литературы. Хотя, признаюсь, иногда вспоминаю про науку биологию, потому что у биологов больше тем для исследований, есть возможность провести эксперименты. Занимаюсь исследовательскими работами более двадцати лет, иногда кажется, что все темы исчерпаны. Но вдруг появляется новый краеведческий материал, встречается в художественном произведении диалектная лексика, необычные выразительные средства — и рождается новая идея. Прежде чем начать заниматься с ребёнком, надо самой найти интересную тему. Однажды зашла в магазин, обратила внимание на названия конфет на прилавке: «Кочегар Женя», «Мишка Шалунишка», «Весёлая сосулька», «Жена самурая», «Радий», «Принцесса Му-Му», «Жу-жу-тесть», «Корова-пеструха», и появилась тема для исследования. Изучение ассортимента кондитерских изделий не просто вызвало улыбку, но сразу же возник вопрос: «Кто придумал эти названия для конфет и чем этот кто-то руководствовался?». Решила изучить это. Вместе с Егором Лукиным занялись исследовательским проектом. Он в то время учился в шестом классе, любил сладости. Заинтересовался. Рассмотрели, какие фабрики производят конфеты, соответствует ли название вкусу или хотя бы обёртке. Так появилась работа «Названия конфет раскрывают свои тайны», в которой мы собрали около 200 названий разных конфет на прилавках продуктовых магазинов села Конёва. В 2020 году Егор выступал с этой темой на XXV Региональной научно-практической конференции в Каргополе», — рассказала Валентина Леонидовна.

В продолжение темы названий появилась исследовательская работа «Особенности наименований городских объектов Плесецкого района и города Архангельска». Её в 2022 году писала Мария Старицына под чутким руководством своего наставника. Они рассмотрели более 600 наименований городских объектов, существующих на улицах не только населенных пунктов Плесецкого района, но и города Архангельска, что позволило сделать более объективные выводы о тенденциях наименований коммерческих предприятий и других объектов нашего региона. На основе собранной информации создан интересный дидактический материал для занятий по культуре речи и топонимике.

Работа была представлена на международном форуме научной молодёжи «Шаг в будущее» в Москве, где Маша стала призёром. Дипломом II степени с этой работой Машу оценили на XVI Соревнованиях молодых исследователей программы «Шаг в будущее» в секции «Литературоведение и русская лингвистика», проходивших в Мурманске.

Среди недавних побед — достижение восьмиклассницы Дианы Куликовой, которая стала призёром Всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и приняла участие в церемонии награждения в Москве. 

Гордость Плесецкого округа и Архангельской области — выпускник Павел Рудачихин. Он победитель по русскому языку и литературе и призёр по обществознанию на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Состязания по 21 предмету учебной программы шли в столице Поморья на протяжении полутора месяцев. Павел подтвердил звание лучшего ученика, став призёром и заключительного этапа олимпиады по литературе в Подмосковье.

Семиклассница Даша Покрышкина пишет сказки и интересные рассказы-сочинения. Её работы также отмечены на конкурсах разных уровней.
Ученики Валентины Леонидовны Черноковой ежегодно становятся победителями областной учебно-исследовательской конференции «Юность Поморья», региональных и федеральных творческих конкурсов, муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников.  

Букет из самых тёплых слов

Высшая награда для учителя — признательность учеников. Вот что они говорят о своём педагоге. Павел Рудачихин: «Валентина Леонидовна Чернокова — уникальный учитель, педагог и наставник. Мы, ученики, благодарны ей не только за ценнейшие знания, но и за воспитание, опыт и поддержку».

Мария Старицына: «Валентина Леонидовна — наша невероятная, даже представить не можете, насколько любимая. Знаете, внутренний стержень — это достаточно популярная метафора сильной личности. Это тот человек, на которого хочется равняться. Благодарим её за поддержку, понимание и за мотивацию».

Дарья Покрышкина: «Валентина Леонидовна — замечательный педагог. На уроках профессионально и интересно выдаёт новый материал, при этом может пошутить или рассказать какую-нибудь историю из своей жизни. С ней можно беседовать на разные темы. Полученные знания дают возможность участвовать в конкурсах сочинений разного уровня и занимать призовые места».

Груда книг не заменит хорошего наставника...

Валентина Леонидовна Чернокова многие годы является нештатным корреспондентом районной газеты «Плесецкие новости». 

«Более десяти лет посчастливилось работать с Маргаритой Александровной Булгаковой. Она как-то разыскала мой номер телефона, попросила написать статью о поездке в Петербург с учеником Виталием Потяркиным, победителем конкурса сочинений «Будущее начинается сегодня». Так началась наша творческая дружба. Я очень благодарна её за чуткость, внимание, умение выслушать и дать дельный совет. От неё я научилась редактировать тексты, подбирать точные слова, в первую очередь думать о ярком, запоминающемся названии статьи. Маргарита Александровна заочно познакомила меня со многими талантливыми людьми нашего района, подсказала много интересных тем для уроков по творчеству Н.М. Рубцова, Н.В Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина. С её подачи «Урок одного стихотворения по произведению Н.М. Рубцова «В горнице» принёс победу на региональном конкурсе методических разработок уроков литературы. Она познакомила меня с творчеством А.П. Чапыгина, в результате чего появились три исследовательские работы учеников, а мы с ребятами побывали на «чапыгинском обеде» в Федовской школе. А ещё Маргарита Александровна могла просто позвонить вечером и попросить найти в интернете песню М. Магомаева, Ю. Богатикова или «Хора Турецкого», чтобы прослушать её в телефонной трубке. Она открыла для меня таким образом кубинского исполнителя Роберто Кель Торреса с его уникальным голосом и завораживающей улыбкой, победителя «Новой волны-2013». Разговаривать с ней можно было часами», — поделилась воспоминаниями Валентина Леонидовна.

Кстати, талант художника-оформителя пригодился В.Л. Черноковой и в районке. По просьбе Маргариты Александровны она рисовала рисунки в газету, а для самой редакции — плакат по противопожарной безопасности. 

Творчество рождает радость

«К сожалению, времени на творчество почти не остаётся, но в отпуске всё же беру в руки карандаш, кисти и рисую. Больше всего люблю пейзажи, натюрморты, делаю зарисовки, отдыхая в отпуске в Крыму, в Абхазии, под Петербургом на Финском заливе. Люблю экспериментировать или пробовать различные техники и способы рисования: рисунки на гальке, на высушенных листьях. Любопытно было поработать с холодным батиком — росписью по ткани, и шерстяной акварелью. Привлекает что-то новое, хочется попробовать — получится или нет? Работы дарю друзьям и знакомым. А ещё люблю читать не «прославленные» книги, а «тихие». Вроде в них ничего особенного нет, но с ними хочется остаться, как в гостеприимном доме. Закрываешь последнюю страницу и думаешь о том, когда снова её возьмешь в руки, полистаешь страницы, услышишь их шелест», — сказала В.Л. Чернокова. Учитель не может, наверное, научить любить, но показать, что любить лучше, чем ненавидеть — может, что цветок красивее пуль и снарядов — тоже».

 Талант души – людям

Валентина Леонидовна — человек яркий, одарённый и разносторонний. По словам коллег, щедро делится своим опытом и мастерством. Каждый словесник был рад побывать на её уроке и получить методические знания. Легка и проста в общении, пользуется непререкаемым авторитетом. Молодые специалисты обращаются к ней за помощью и всегда получают поддержку. В.Л. Чернокова из тех учителей, про которых говорят — от Бога. Она гордо несёт звание УЧИТЕЛЬ, и каждая буква в нём заглавная.

Светлана Кустова.
Фото предоставила 
В. Чернокова.


© Сетевое издание "Плесецкие новости"






Подать объявление
CAPTCHA
Погода на сегодня



Авторское право на содержание сайта Plesnov.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит сетевому изданию "Плесецкие новости", если иное не указано в тексте статьи или в подписи к перечисленным материалам. Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. Использование текстовых материалов возможно только в виде частичного цитирования в объеме, не превышающем 30% исходной информации, и только при условии и наличии гиперссылки на конкретный материал.

RSS

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.