Плесецкие новости
Случайный материал

Герой трех океанов

Герой трех океанов

Часто мы не обращаем внимания на тех, кто живет рядом с нами, в соседней квартире, в соседнем доме, на одной улице. И только потом, когда человек уходит навсегда, мы узнаем о нем удивительные истории и понимаем, что с ним ушла целая эпоха. Наш земляк, житель поселка Плесецк Николай Васильевич Шемелин – один из таких людей.

С одной стороны, его судьба вполне типична для той героической эпохи великих свершений и беззаветного служения Отечеству, но с другой стороны, даже в такие времена далеко не каждому удалось на себе испытать подобное. День Победы он встретил в Нью-Йорке, совершил кругосветное путешествие, а Великую Отечественную войну закончил только в 1946 году – это только отдельные факты его неординарной и уникальной биографии. Вся его жизнь – это череда удивительных событий, переплетающихся с историей нашей великой страны.

Родился Николай Васильевич 9 марта 1920 года в деревне Средьпогост (ныне это территория Тарасовского сельского поселения) в семье красного партизана Церковнического партизанского отряда Василия Андреевича Шемелина. После окончания Гражданской войны на Севере его отец принимал активное участие в организации коммуны и колхоза в своем селе, поэтому и воспитание Николай получил соответствующее, советское. После окончания Церковнической школы Николай Шемелин учился на курсах счетоводов и начал свою трудовую деятельность в одном из лесопунктов Няндомского района, откуда и был призван летом 40-го на службу в ряды вооруженных сил.

На защите советской Арктики

По специальному комсомольскому (его еще называли «сталинским») набору Николай Васильевич попал в первый состав школы связи соловецкого учебного отряда Северного флота, где из него стали готовить специалиста скрытой связи или так называемого «секретчика». За год обучения курсант Шемелин показал себя исполнительным и способным моряком, за что и получил от командования более десятка различных поощрений. Однако торжественного выпускного вечера не случилось: началась война и все курсанты в тот же день морем досрочно отправились на корабли Северного флота.

Получив звание старшины II статьи, Николай Шемелин был зачислен во вновь формирующуюся бригаду тральщиков отряда кораблей охраны водного региона (ОВР). Отряд имел задачу оборонять с моря подходы к Мурманску и Кольскому заливу.

Тральщик – «пахарь моря»! Громкое название, да и только. На самом деле, боевых кораблей на флоте остро не хватало и под военные нужды использовали все, что могло держаться на воде. Вот и тральщиком ТЩ-45 Николая стал обычный старенький рыболовецкий траулер. Николай Васильевич вспоминал: «Установили пушки, зенитные крупнокалиберные пулеметы, трал для траления якорных мин. Выходили на полигоны для отработки учебных задач, после сдачи которых приемочной комиссии корабль становился боевой единицей».

Началась боевая служба. В середине июля команда ТЩ-45 получила боевое крещение: на порт Мурманска был совершен массированный авиационный налет противника. Немецкие штурмовики встали в жуткий круг над гаванью и несколькими эшелонами начали бомбить. Соседние корабли и тральщик Николая огрызнулись ответным прицельным огнем. Паники не было, моряки знали, что делать. Немцам пришлось беспорядочно отбомбиться и уйти. Серьезных повреждений тральщик не получил, хотя на него и упали несколько зажигательных бомб. Их Николай с сослуживцами просто спихнули в воду.

Враг рвался к Мурманску. 14-я армия Карельского фронта героически билась в скалах Кольского полуострова. Для отвлечения немецких сил советским командованием был задуман самоубийственный по своей сложности морской десант на голые склоны фьордов в тыл к врагу. Тральщик принял на борт часть десантников 12-й отдельной бригады морской пехоты и отошел от пирса в надвигающийся «предрассветный туман». Именно Николай Шемелин и обеспечивал кодированную связь кораблей десанта со штабом бригады. Морские пехотинцы подоспели вовремя: немцы были остановлены, а уцелевшие десантники также кораблями были сняты с чужого берега по окончании операции.

Перед входом в Кольский залив, где находится Мурманск, через который осуществлялся ленд-лиз и где были главные морские базы флота, раскинулось так называемое Кильдинское плесо. Миновать его нельзя было ни одному кораблю, поэтому оно играло стратегическую роль в обороне советского Заполярья. Здесь развернулась основная борьба отряда ОВР с немецким флотом. Часто именно тральщики несли дозорную службу на этом плесе, и главной задачей связиста-секретчика Николая Шемелина было успеть доложить в штаб об обнаруженном корабле, самолете или подлодке противника, прорывающихся к Мурманску, прежде, чем их бывший рыбный траулер будет потоплен в заведомо неравном бою. Нелегкая задача…

Но главное назначение тральщика - траление мин. Немцы постоянно забрасывали акваторию плеса минами, и тральщики бригады должны были эти мины обнаруживать и освобождать от них фарватеры. Каждая встреча с миной для хрупкого кораблика могла стать последней. Николай Васильевич вспоминал: «Ночью немецкие подлодки накидают мин, а днем мы их снимаем…». В сентябре 1941-го к ним в трал попалась целая немецкая подводная лодка, пробирающаяся в Кольский залив. Николай Васильевич рассказывал: «Придя на место траления, поставили трал, тральщики взяли намеченный курс, все было спокойно. Команда позавтракала и стала заниматься своими делами. Вдруг произошло большое сотрясение корабля, все подумали, что потерпели аварию. Стальной трос, спущенный на воду с тралом, натянулся как струна. Никто из нас не мог понять, что случилось… На поверхности воды появился мазут, все разом закричали: «Да это же подлодка в трале»! Срочно вызвали отряд катеров МО (морских охотников), они произвели глубинное бомбометание, поверхность воды покрылась сплошным мазутом… Лодка противника уничтожена».

На следующий день диктор Левитан упомянул в сводке Информбюро об этой победе моряков. Именно за подобную боевую работу старшина Шемелин был отмечен своей первой серьезной наградой - медалью «За боевые заслуги».

Осенью 1941 года как отличного «секретчика» его назначили командиром отделения специалистов скрытой связи ОВР и перевели с ТЩ-45 на командный пункт командира отряда ОВР. Но, несмотря на службу в штабе, боевая работа нашего героя не прекратилась. Старшина Шемелин постоянно отправлялся на борт одного из кораблей отряда для обеспечения связи соединения со штабом. Так, 28 апреля 1942-го он принимал участие в высадке еще одного крупного морского десанта в район Мотовского залива. В операции участвовало более шести тысяч человек на 44 кораблях и судах Северного флота. Н.В. Шемелин координировал работу скрытой связи десанта. И координировал хорошо, так как переход кораблей морем прошел скрытно и враг был застигнут врасплох. Именно после этого десанта и совместных действий 14-й армии немцы были вынуждены перейти к обороне и больше не предпринимали попыток наступать на всем протяжении Карельского фронта, пока их не вышибли за пределы СССР осенью 1944 года.

За отличную работу и личную храбрость командование ОВР в сентябре 1942-го наградило отважного моряка отпуском на родину! Но отпуск на Николая Васильевича произвел гнетущее впечатление: в его родной деревне стояла необыкновенная тишина, иногда прерываемая воем смертельно уставших от надрывной работы баб, получивших похоронку на кого-то из своих родных. Старшина не дождался окончания отпуска и поскорее вернулся в свой дивизион добивать врага.

В 1943 году Николай Васильевич подал заявление в партию и до конца своих дней старался быть настоящим коммунистом. А партбилет свой он всегда хранил в самодельной обложке, которую ему подарил, уходя на дозорный тральщик, боевой товарищ, москвич Володя Попков. Из дозора тральщик не вернулся, погиб в бою, но «секретчик» Попков успел сообщить в штаб о приближении к Мурманску бомбардировщиков противника. Мурманск приготовился к отражению атаки, но вся команда в количестве 26 человек погибла.

Боевая работа Н.В. Шемелина не зависела от того, где она шла: в штабе или на Кильдинском плесе. Она всегда была сопряжена с повышенной сложностью и ответственностью, поскольку самую важную информацию штабы и соединения кораблей принимали и передавали в закодированном виде. Эти шифры постоянно менялись и являлись одной из самых больших военных тайн, поэтому Николай Шемелин всю войну являлся носителем такой тайны. Он обязан был в кратчайший срок, с максимальной точностью и секретностью кодировать и декодировать все приказы и сообщения, проходящие через его рубку.

Многие сведения он, простой флотский старшина, узнавал раньше, чем командующий флотом или Ставка в Москве. Однажды ему пришлось обматерить самого главкома Северного флота вице-адмирала Головко, который слишком спешил получить расшифровку и самолично стучал кулаком в переборку радиорубки, вход в которую в период работы «секретчика» был запрещен всем. Правда, старшина о том, на чьи стуки в дверь он нецензурно отреагировал, узнал уже позже от свиты адмирала. А адмирал его поблагодарил за отличную работу.

За первые три года войны Николай Васильевич лично участвовал в 18 боевых тралениях, неоднократно конвоировал транспорты ленд-лиза. Во время Петсамо-Киркенесской операции осени 1944-го он обучил 12 командиров десантных катеров работе с документами связи и при высадках обеспечивал скрытую связь с десантными кораблями, принимал личное участие в десанте 12-14 октября 1944 года в Линахамари, через порт которого немцы вывозили дефицитное сырье из Норвегии.

Через Тихий океан – к берегам Америки

Но совершенно особенной историей в военной эпопее старшины Шемелина обернулись события последних месяцев войны.

Советская промышленность не успевала производить все необходимое для войны и многое наша страна получала по американскому ленд-лизу. Начиная с 1942 года в СССР поступали морские тральщики серии YMS. Хотя они и имели неплохие мореходные характеристики, все-таки для плаваний на большие расстояния не были предназначены. В условиях войны, под угрозой подводной атаки, плавание через Атлантику на этих суденышках становилось практически невозможным. Поэтому сами американцы отказывались доставлять эти корабли в советские порты. Вот и в конце зимы 1944-1945 годов советское командование дало команду подбирать экипажи для новых тральщиков, которые было нужно перегнать с американской стороны. Именно во время этого перехода через два океана Николаю Васильевичу Шемелину и пришлось совершить кругосветное путешествие.

Сначала вновь сформированные на Северном флоте экипажи по железной дороге из Мурманска были доставлены во Владивосток, где 20 февраля 45-го погрузились на транспорт «Балхаш» и вышли в Японское море. Праздник 23 февраля Николай Шемелин встретил у берегов Японии, куда их вынесло с ледовым полем из пролива Лаперуза. Полторы недели им пришлось дрейфовать, все ближе подвигаясь к территориальным водам дальневосточного германского союзника. Наконец появились японские сторожевики, командир которых попытался выяснить, что за судно и зачем вошло в их воды. Хотя наши страны еще не воевали друг с другом, судно с военным грузом японцы вполне могли интернировать или даже утопить. С трудом капитану «Балхаша» удалось убедить японцев, что груз – это сахалинский уголь, который они везут на Камчатку.

Далее судно прошло вдоль Курильских островов и вырвалось на тихоокеанский простор, где к нему присоединились еще несколько транспортов для совместного перехода. Шли противолодочным зигзагом и все закончилось благополучно: советский караван добрался до Акутана на Алеутских островах, а затем и до Портленда на западном побережье США. Здесь экипажи погрузили в комфортабельные пассажирские вагоны и повезли через всю Америку. Сверкающие огнями уличной рекламы Сиэтл, Миннеаполис, Чикаго, Питтсбург, Вашингтон медленно проплывали перед глазами Николая Шемелина и остальных изумленных советских моряков, большинство из которых до войны ни разу не выбирались за пределы своей деревни.

Экипажам были приданы американский наблюдатель и наш переводчик из числа посольских работников, который и знакомил их попутно с Америкой. Николай Васильевич вспоминал, что кормили моряков в вагоне-ресторане поезда. Еды было много, но очень не хватало привычного русского хлеба. На завтрак всегда подавали настоящий кофе со сливками в отдельном кувшинчике, который многие моряки также попробовали впервые. Все было в новинку. Матросы стеснялись, боясь «упасть лицом в грязь» перед капиталистами. Например, они не понимали, что делать со сливками и «жидкая сметана» оставалась почти нетронутой. Переводчик им посоветовал: «Вы, ребята, не обращайте внимания и все доедайте, Советское государство за все заплатило»! После этого сливки стали или просто выпивать через край кувшинчика или так разбавлять кофе, что было непонятно, чего в чашке больше.

На американской верфи экипажи приняли тральщики и в начале мая встали в порту Нью-Йорка, готовясь к сверхопасному переходу через Атлантику. Здесь, в Нью-Йорке, старшина Шемелин и встретил долгожданную Победу. Николай Васильевич вспоминал: «В то время в Нью-Йорке было много мигрантов из Европы, которые были вынуждены покинуть свою родину. Они приходили к нашим кораблям со слезами на глазах от радости, благодарили нас. Народы мира пережили все ужасы войны, они видели в Советском Союзе своего спасителя и освободителя. Все дни стоянки в порту всегда была масса народа… Такая же картина повторялась в других портовых городах, где приходилось делать остановку. Даже сами немцы, простой народ, были искренне рады победе над фашизмом».

«Пахарь» Балтийского моря

Победные салюты Великой Отечественной войны отгремели по городам Советского Союза, но для старшины Шемелина и остальных моряков-тральщиков война еще не закончилась! Их ожидал еще целый год напряженной боевой работы, сделать которую нужно было как можно быстрее. Все прибрежные воды, все фарватеры Европы были завалены морскими минами: нашими, немецкими и союзническими. Опасность подстерегала корабли и суда на каждом морском метре.

«Пахари моря» спешно отправились к советским берегам. Больше недели занял переход сквозь бурную Атлантику от канадского Сент-Джонса до английского Фалмута. И вот, наконец, германский Кирксхафен в устье Эльбы, реки, где совсем недавно произошла встреча наших войск и солдат союзников. Вот она, та самая немецкая земля, где был взращён фашизм, откуда четыре года назад на землю Николая Шемелина пришел лютый враг, чтобы попытаться отобрать у него все: страну, семью, жизнь! Можно понять, с каким удовлетворением смотрел моряк на города поверженного и справедливо униженного врага, вспоминая скалы Заполярья, холодные воды Баренцева моря и лица своих погибших друзей.

Из Свинемюнде на остров Борнхольм тральщики попутно забросили десантников маршала Рокоссовского: Красная армия уже после Победы брала под свой контроль этот датский остров. Далее моряков ожидали их родные советские воды. Таким образом, экипажи тральщиков с Северного флота совершили полный оборот вокруг земного шара: Европа – Азия – Тихий океан – Америка – Атлантический океан - Европа. За этот героический переход Н.В. Шемелин был отмечен медалью Ушакова, редкой наградой, которую он больше всего ценил и уважал.

Не теряя времени, команды приступили к боевому тралению, постепенно пробираясь к порту приписке в Ленинград. Н.В. Шемелин вспоминал: «В особенности большую угрозу представляли магнитные мины, новое секретное изобретение немцев, с которыми трудно вести борьбу. Одна уничтоженная такая мина считалась равносильна потоплению корабля противника. Для ее уничтожения приходилось ходить по одному маршруту не менее 8-10 раз с электромагнитным тралом».

Как на фюзеляжах самолетов советские летчики отмечали звездочками сбитые самолеты фашистов, так и советские моряки на рубках тральщиков цифрами отмечали свои победы над столь хитрыми и смертоносными минами. Цифра «-1» на тральщике Николая Шемелина с номером Т-182 появилась буквально в первые же дни работы на Балтике. В августе удалось победить еще одну мину повышенной мощности. К концу первого послевоенного года на борту его тральщика красовалась цифра «-7». А обычные контактные якорные «рогатые» мины, также способные отправить на дно большой корабль, никто и не считал… А именно их между тем и называли «рогатой смертью». Именно про них пел В.С. Высоцкий:

«Там слева по борту,

Там справа по борту,

Там прямо по ходу

Мешает проходу

Рогатая смерть! Спасите наши души»!

Высоцкий написал стихи о подводниках, но моряки тральщиков шанс встретиться с миной имели многократно больший, чем подводники. Более того, тральщики сами искали такой встречи. Это было их повседневной работой!

В день начала войны с Японией старшина I статьи Шемелин, как и многие его сослуживцы, подал рапорт с просьбой о переводе на тихоокеанский театр войны. Конечно, морякам отказали. Им объяснили, что они и так находятся на военном положении и фактически ходят по минным полям и никто другой за них их работу не сделает. Утешая, комдив сказал морякам в шутливой форме: «Вы здесь открываете «окно в Европу», за это вам водочку выдают, а там этого удовольствия не будет».

7 ноября 1945 года Н.В. Шемелин вместе со своим кораблем был удостоен чести участвовать в победном военно-морском параде на рейде Ленинграда. А через месяц Николай Шемелин, переживший страшную войну, много раз «пахавший» заминированные воды, едва не погиб. Зимняя Балтика бывает очень неспокойной. В декабре 1945 года во время перехода Таллин - Либава семибалльный шторм расшвырял по морю маленькие тральщики дивизиона как щепки. С палубы и в кубриках срывало все предметы и такелаж. Команда тральщика приступила к борьбе за живучесть. Николая Васильевича ударило волной, придавило к фальшборту, и он потерял сознание… Лечили старшину в таллинских и ленинградских госпиталях.

Впереди – родная гавань

Траление Балтики наш герой закончил только к концу лета 1946 года. На этом Великая Отечественная война для него наконец-то закончилась. Командование наградило Николая Васильевича орденом Красной Звезды, в августе месяце демобилизовало и выдало рекомендацию к поступлению в высшее военно-морское училище Кронштадта. С этим Николай Шемелин и прибыл на побывку в родные края.

Как демобилизованный коммунист он пришел вставать на учет в Плесецкий райком, из которого его уже не отпустили: «Нам такие коммунисты здесь самим нужны»! Вместо учебы Николая «бросили» на комсомольскую работу в районе. Там, в райкоме комсомола, он и познакомился с девушкой Раисой, которая позже стала его женой и родила ему трех сыновей.

В начале 50-х после окончания учебы в партшколе Николай Васильевич был отправлен поднимать сельское хозяйство в Пермилово, вероятнее всего в колхоз «Красный фронт». В конце 50-х по стране прошла колхозная реформа, хозяйства укрупнили, пермиловский колхоз стал частью обозерского, и Николай Шемелин вернулся в Плесецк.

За все это время он неоднократно призывался на военные сборы, где и получил сначала первое офицерское звание, а потом стал капитаном в отставке. Вероятно, по окончании войны связи с военной и секретной сферой не были потеряны. Военные шифровальщики в годы войны относились к ведению особых отделов армий и флотов, то есть к военной контрразведке, но и после войны долгие годы оставались носителями секретной информации. По окончании службы секретность из жизни Николая Васильевича никуда не делась. И следующим этапом в его жизни стала работа в «Плесецклесе», где он, по всей видимости, возглавлял первый отдел.

Первые отделы на предприятиях в СССР – это режимно-секретные подразделения, осуществляющие контроль за секретным делопроизводством, сохранностью секретных документов, использованием пишущих машинок и т.п. Чаще всего их возглавляли так называемые «офицеры действующего резерва», имеющие отношение к каким-то специальным службам страны. Видимо, этим и объясняется служебный рост и воинские звания вроде бы гражданского человека Николая Васильевича Шемелина. Даже среди близких он никогда не распространялся о своей деятельности, но, как и в годы службы на флоте, работал за металлической дверью. Он часто ездил в служебные командировки в лесопромышленные поселки спецпереселенцев с ревизиями, занимался вопросами вербованного на лесосплав контингента. До самой пенсии Николай Васильевич имел служебное оружие. Его дети помнят, как аккуратно содержал отец свой пистолет ТТ, ухаживал за ним, регулярно чистил и убирал в сейф.

Позже, в 70-80-е годы, как и других фронтовиков, Николая Васильевича часто звали в школы выступать перед молодежью. Он состоял членом бюро Плесецкого райкома партии, несколько раз избирался депутатом районного Совета, имел активную жизненную позицию, был персональным пенсионером местного значения.

Н.В. Шемелин никогда не забывал свое боевое прошлое. Он являлся ветераном отряда ОВРа, в октябре 1969-го избирался в президиум торжественного собрания в честь юбилея соединения в городе Полярном. Николай Васильевич – один из немногих, кто одновременно имел почетный титул «Ветеран флота» трех военно-морских флотов одновременно, ведь он воевал и на Северном флоте, и на Тихом океане, и на Балтике!

Николай Васильевич Шемелин умер на излете века, 12 января 1999 года. Всю свою жизнь он находился в боевом строю и отдал ее служению Родине там, где был ей более всего нужен. Это ему и таким, как он, посвящены слова на памятнике морякам-североморцам бригады ОВРа: «Вашему Знамени присягаем, отцы и братья. Вам обязаны жизнью, мы, живущие. Подвиг ваш навеки сохранит благодарная память народа»! Памятник этот с четырех сторон окаймляют четыре якорных «рогатых» мины, соединенные стальной цепью.

А. Плюснин.

(автор благодарит А.Н. Шемелина за предоставленные письменные и фотоматериалы семейного архива).



© Сетевое издание "Плесецкие новости"






Подать объявление
CAPTCHA
Погода на сегодня



Авторское право на содержание сайта Plesnov.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит сетевому изданию "Плесецкие новости", если иное не указано в тексте статьи или в подписи к перечисленным материалам. Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. Использование текстовых материалов возможно только в виде частичного цитирования в объеме, не превышающем 30% исходной информации, и только при условии и наличии гиперссылки на конкретный материал.

RSS

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.