Плесецкие новости
Случайный материал

Музыкальный Плесецк: гении джаза

Музыкальный Плесецк: гении джаза

Удивительно, как щедра бывает природа в отношении некоторых людей! Когда-то давно, перед самой войной, в микрорайоне лесозавода жила вроде бы простая семья. Александр Васильевич Василевский трудился киномехаником-передвижником, а потом и директором плесецкого Дома культуры, а его жена, Апполинария Ивановна — учителем в нашей школе. И случилось так, что одарила природа их музыкальным слухом, а уж музыкальный вкус и способности они развили в себе сами. Самоучкой Александр Иванович освоил баян, в качестве хобби играл на танцах, аккомпанировал. В доме у них всегда звучала живая или патефонная музыка.

11 марта 1940 года в семье Василевских родился сын Анатолий, через пару лет — средний сын Виталий, а 21 сентября 1944 года — Владимир. Говорят, что на детях талантливых людей природа отдыхает. Но только не в случае с семьей Василевских! Родителям удалось ненавязчиво передать своим детям любовь к музыке, к творческой деятельности, да так, что все они связали свою дальнейшую жизнь с этой сферой. И, конечно, помимо родителей, на дальнейшую музыкальную судьбу братьев повлияла эпоха: юность следующего поколения Василевских пришлась на период повального увлечения джазом в СССР.

Вообще, джаз, как стиль и вид музыки, появился лет сто назад в результате соединения европейской музыки и африканских ритмов. Новое искусство быстро захватило весь мир, не обошло оно и Советский Союз. Изначально негативно настроенная ко всему иностранному советская власть называла джаз «пошлой музыкой толстых», но противостоять его триумфальному шествию по планете не смогла: джаз ломал все географические преграды и идеологические стены. Сложные времена для джаза в СССР настали после опускания в 1946 году «железного занавеса». Джазовые коллективы спешно переименовывались в эстрадные и меняли репертуар. Под негласный запрет попал саксофон, о котором на известном агитационном плакате было написано: «От саксофона до финского ножа — один шаг». В СССР нельзя было купить этот инструмент, а обучиться игре на нем можно было только самостоятельно.

Спасло советский джаз от разгрома то обстоятельство, что на Западе джаз игрался в основном афроамериканцами, а с «угнетаемыми во всем мире, кроме СССР, неграми» наша страна «дружила». Кроме того, сразу после войны на экраны нашей страны попал голливудский фильм «Серенада Солнечной долины», наполненный прекрасными джазовыми композициями великого Гленна Миллера. Фильм стал чрезвычайно популярным как раз из-за музыкального ряда в нем. Немаловажную роль сыграл и набирающий к концу 50-х силу рок-н-ролл: музыкальным властям пришлось выбирать, и они предпочли джаз как «наименьшее из зол». Победить джаз оказалось невозможным.
Помимо Л. Утесова и оркестра Эдди Рознера, главным пропагандистом джаза в СССР в 50-е годы стал Олег Лундстрем, вернувшийся в 1947 году из Шанхая вместе со своим оркестром и обосновавшийся в Казани.

Кто бы мог подумать, что «Серенада Солнечной долины», шанхайский оркестр О. Лундстрема и «обычная семья» Василевских соединит наш Плесецк с мировым джазом!
В середине 50-х в плесецкий клуб привезли «Серенаду…» и братья влюбились в джаз и в музыку Г. Миллера. Средний сын, Виталий, самостоятельно освоил баян, трубу, позже научился играть на саксофоне и начал профессионально заниматься музыкой на местном уровне. В 60-90-е годы ни один праздник или торжество в Плесецке не обходились без музицирования Виталия Александровича. Он и жену себе подобрал соответствующую — Зинаида Федоровна  Василевская хорошо известна жителям Плесецка. Она долгие годы возглавляла Дом культуры, была у истоков и до преклонных лет руководила плесецким академическим народным хором, является почетным жителем поселка.

Младший и старший братья Василевские оказались более амбициозными и после окончания Плесецкой школы отправились получать музыкальное образование. В 1956 году Анатолий Василевский поступил в Архангельское музыкальное училище на класс баяна. Обучал его искусству баяниста прекрасный педагог, отец ныне всемирно известного российского пианиста и композитора Михаила Плетнева. Чуть позже к Анатолию присоединился подросший младший брат Володя.

В 1958-м в Архангельск приехал Олег Лундстрем со своим шанхайским джазовым оркестром. Анатолий и Владимир были потрясены и музыкой и исполнительским мастерством музыкантов. После концерта братья решили создать свой музыкальный коллектив. Дело было за малым: непременно нужен был очень дефицитный саксофон. Но и эта проблема разрешилась: в училище приехал ленинградец Владимир Богданов и привез с собой экзотический инструмент. Вот так вокруг обыкновенного саксофона и собрался первый в жизни братьев джаз-бэнд.

Годы учебы пролетели быстро, и встал вопрос: куда дальше? Ответ братья Василевские знали! Конечно, в Казань дальше учиться джазу, ведь именно там творил О. Лундстрем, именно там возрождался советский джаз… Правда, Анатолий Василевский тогда не знал, что Лундстрем, получивший разрешение жить в столице, уже перебрался из Казани в Москву. 
Несмотря на то, что одаренный выпускник после окончания училища получил приглашение работать баянистом в Северном народном хоре, в 1960 году Анатолий поступил в Казанскую консерваторию и навсегда связал свою жизнь с этим городом. И с джазом. Вскоре в столицу Татарстана перевелся и Владимир Василевский. Впрочем, братья консерваторию тогда так и не окончили:  их увлекла современная музыка и стало не до учебы.

Поначалу музыкальные пути братьев совпадали, но в середине 60-х младший отправился покорять Москву. И покорил ее! Владимир Василевский стал талантливым трубачом, аранжировщиком и композитором эстрадной музыки. Он играл в оркестре Эдди Рознера, позже с небезызвестными Севой Новгородцевым и Жанной Бичевской, в ансамбле «Добры молодцы», несколько лет работал у Ю. Саульского в «ВИО-66», а в 1972-м возглавил оркестр «Советская песня». До сих пор одним из лучших джазовых оркестров в нашей стране считают оркестр «Звезды Москвы», также созданный Владимиром Василевским.

Владимир писал аранжировки для всесоюзной любимицы Валентины Толкуновой, прекрасной исполнительницы романсов Аллы Баяновой, для Евгения Мартынова и для симфонического оркестра Силантьева. Неоднократно с разными коллективами, в том числе и с оркестром старшего брата Анатолия, в качестве солиста и автора он принимал участие в различных джазовых фестивалях, становился их лауреатом. В 1972 году его композиция «Обнаженная степь» была признана лучшей композицией фестиваля. И сейчас музыка Владимира Василевского часто звучит с экранов телевизора, по радио и в интернете в качестве «легкой инструментальной музыки». «Острова в океане», «Перекресток», «Элегия» — самые известные произведения Владимира.

В. Василевский много работал на телевидении, регулярно готовил программу для знакомого многим читателям «Плесецких новостей» средних и поздних возрастов международного фестиваля политической песни «Красная гвоздика». В 1979 году Владимир организовал биг-бэнд «Панорама» и долгие годы его возглавлял. Коллектив неоднократно принимал участие в записи музыкальных альбомов на студии фирмы «Мелодия». 

Почти у каждого ребенка 80-х была пластинка с записью сказок «Черная лошадка» и «Как у козлика рожки чесались». Их любили включать детям мамы, когда хотели позаниматься своими делами. Эти сказки озвучивали такие великие актеры, как В. Кенигсон, И. Муравьева, Г. Вицын, О. Табаков. Но мало кто знает, что музыкальную дорожку к этой пластинке записал инструментальный ансамбль под управлением нашего земляка В. Василевского.

Владимир Василевский непременно оставил бы еще более глубокий след в советской, а потом и в российской музыке, если бы его жизнь скоропостижно не оборвалась в июне 1988 года.

А старшему брату Анатолию Александровичу Василевскому удалось стать настоящей легендой российского джаза. Его считают прямым продолжателем дела Олега Лундстрема, поскольку именно он принял из рук Олега Леонидовича джазовую эстафету в виде фирменных американских джазовых аранжировок.  В одном из интервью знаменитый джазмен Анатолий Кролл сказал: «Когда мы говорим «Казань», то всегда подразумеваем «Анатолий Василевский и джаз», а когда говорим «Анатолий Василевский», то всегда подразумеваем «Казань и джаз». Именно Анатолию Василевскому удалось прочертить ту джазовую кривую, соединившую китайский Шанхай, татарскую Казань и наш северный Плесецк.
В 1960 году, параллельно с обучением в казанской консерватории, Анатолий был приглашен руководить молодежным оркестром при ДК им. Ленина. Кроме того, в Казанском авиационном институте на базе сверхпопулярного студенческого театра эстрадных миниатюр им был создан свой джаз-бэнд, с которым А. Василевский и покорил первые джазовые вершины.

Коллектив приступил к репетициям. Василевский быстро довел исполнительский уровень студенческого коллектива до профессиональных высот. Здесь и исполнилась мечта Анатолия: в 1961 году Олег Лундстрем посетил Казань и совершенно случайно услышал репетицию молодежного коллектива. Великий Лундстрем отменил все свои встречи и весь остаток дня провел с ребятами. Именно джаз-бэнду Василевского было суждено стать продолжателем в Казани джазовых традиций, заложенных шанхайским оркестром в СССР. Олег Лундстрем даже разрешил Анатолию переписать фирменные напечатанные ноты Гленна Миллера. Наш джазмен вспоминал: «Когда я брал эти ноты, у меня руки тряслись». О. Лундстрем открыл молодому музыканту доступ к огромной нотной библиотеке Шанхайского оркестра, чего обычно не делал.

Начиная с 1962 года А. Василевский дирижировал многими любительскими и профессиональными джазовыми и эстрадными коллективами. Джаз-бэнд при Казанском ДК химиков «Оргсинтез» стал главной силой на казанской джазовой сцене. Со своими коллективами Анатолий Александрович завоевал всероссийскую известность, выступая в Москве, Санкт-Петербурге, гастролируя за границей. В качестве солистов с его «Синтез-бендом» играли Игорь Бутман, Давид Голощекин, Анатолий Кролл и другие корифеи современного джаза. С оркестром старшего Василевского вокализировали выдающиеся зарубежные музыканты: Деннис Роулэнд, Мэнди Гейнс, Дебора Дэвис и другие.

В 2011 году Анатолий Василевский возглавил Филармонический джаз-оркестр республики Татарстан, был его дирижером. Одновременно он руководил и оркестром Казанского университета культуры. Его усилиями здесь было открыто эстрадно-джазовое отделение, где Анатолий Василевский стал профессором кафедры эстрадно-джазовой музыки. Он подготовил целую плеяду талантливых и известных современных российских музыкантов. 

Помимо прочего А. Василевский был великолепным знатоком истории и теории джаза, владел всеми джазовыми технологиями, стал продолжателем традиций мирового джаза и по праву вошел в когорту великих советских и российских джазовых музыкантов. Не случайно имя Анатолия Александровича Василевского занесено в мировой энциклопедический справочник Jazz.

Наш земляк Анатолий Василевский умер совсем недавно, в ночь на 19 ноября 2022 года.

Вот такая «обычная» семья… Огромную палитру известных личностей дал России и миру наш Плесецк. 

А. Плюснин.


© Сетевое издание "Плесецкие новости"






Подать объявление
CAPTCHA
Погода на сегодня



Авторское право на содержание сайта Plesnov.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит сетевому изданию "Плесецкие новости", если иное не указано в тексте статьи или в подписи к перечисленным материалам. Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. Использование текстовых материалов возможно только в виде частичного цитирования в объеме, не превышающем 30% исходной информации, и только при условии и наличии гиперссылки на конкретный материал.

RSS

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.