Плесецкие новости
Случайный материал

Плесецкая земля в рамках самого масштабного проекта СССР

Плесецкая земля в рамках самого масштабного проекта СССР

Советский Союз был красивой, огромной страной. Победы советских людей были убедительными, шаги — семимильными, стройки — гигантскими.

А если совершались ошибки, то и они были под стать — большими и громкими. Много масштабных проектов Советский Союз реализовал за 70 лет своего существования: план электрификации ГОЭЛРО, индустриализация в три пятилетки, покорение космоса спустя всего 12 лет после окончания самой разрушительной войны, усмирение атома, освоение целины, БАМ и многие другие.
Еще больше гигантских проектов не осуществились, оставшись на разных стадиях своего воплощения. Сталинский план преобразования природы не воплотился. Дамба через Берингов пролив, призванная растопить вечную мерзлоту в Сибири, осталась не построенной. Сахалинский тоннель, маршрут которого с материка на остров указал лично Сталин, также проложить не удалось, хотя к месту строительства уже были подтянуты три десятка тысяч рабочих.
Стоэтажный 420-метровый Дворец Советов, увенчанный статуей Ленина, в указательном пальце которой, согласно легенде, должен был находиться кабинет товарища Сталина, на месте нынешнего храма Христа Спасителя строить начали, но закончить помешала война: все ресурсы были перенаправлены туда. После Победы в стране появились другие цели и до возобновления стройки дело не дошло.
Трансарктическую железнодорожную магистраль, соединяющую северные порты, практически построили, но функционировать она, в отличие от БАМа, так и не начала. В действие вошли только ее отдельные участки, например, участок Котлас — Лабытнанги и др. Вместо общегосударственной автоматизированной системы учета и обработки информации (ОГАС), проектируемой в СССР в 60-е годы, спустя три десятка лет в Россию пришел чужой интернет. А еще хотели строить горизонтальные, абсолютно удивительные небоскребы, вертикальные башни высотой до 2000 метров, космическую базу на Луне. А также собирались вывести на орбиту Земли гигантское зеркало, чтобы на территорию Страны Советов даже ночью падали солнечные лучи…
К сожалению, современной России до такой масштабности помыслов еще очень далеко. При всей кажущейся безумности некоторых проектов Советский Союз был таким государством, что мог себе позволить хотя бы попробовать превратить в реальность самые фантастические мечты. Однако у любого решения, у любого действия, помимо желанного результата, есть и альтернативная стоимость. Наверняка, какие-то проекты привели бы к технологическим прорывам и экономическим взлетам. Однако ценой их выбора могла бы стать еще более измененная природа или какие-то другие негативные последствия для государства и населения.
А что же наша плесецкая земля? Помимо строительства стартовых площадок для первых стратегических ядерных ракет, превратившихся впоследствии в космодром, она вроде бы во всех этих осуществленных и неосуществленных проектах, принимала лишь опосредованное участие. Однако как минимум в нескольких крупных неосуществленных проектах и мы могли бы принять самое непосредственное участие, а может ещё и примем, если рано или поздно они будут все-таки реализованы…
Основной сток рек России приходится на Северный Ледовитый океан. Северная Россия почти не заселена и хозяйственно не освоена до сих пор. 90 лет назад степень освоенности была еще ниже. При этом огромное количество водных ресурсов в виде чистой пресной речной воды «совершенно бесполезно» для экономики на тот момент молодого Советского государства утекало на север и смешивалось с солеными океанскими водами. В это же время на юге СССР в пустынях среднеазиатских республик ощущалась острая нехватка пресной воды, а на Каспии после строительства каскада водохранилищ на Волге вдруг начал быстро снижаться уровень воды… Ученые посчитали, что обмеление могло произойти вследствие увеличившегося испарения с поверхности водохранилищ и снижения стока волжской воды. Последствия обмеления могли быть самыми тяжелыми: суховеи, опустынивание черноземных районов СССР, падение урожаев зерновых и т.д.
Решение проблемы пришло довольно быстро: идея витала в воздухе еще с середины XIX века. Именно тогда впервые был предложен проект поворота северных рек в пустыни Туркестана, однако технологии того времени не позволили этот проект осуществить. Но прошло с тех пор почти сто лет, страна изменилась и люди, как считалось, тоже:
По полюсу гордо шагает,
Меняет движение рек,
Высокие горы сдвигает
Советский простой человек.
Отбросивши сказки о чуде,
Отняв у богов небеса,
Простые советские люди
Повсюду творят чудеса.
Вот и решили сотворить «очередное чудо» и взять у природы то, что было нужно для хлопковых плантаций Узбекистана и Туркмении, для Волги и Каспия. Для этого и потребовалось повернуть наши северные реки вспять.
Наиболее масштабной частью проекта был поворот вод Оби и Иртыша в пустыню Кара-Кум. Поэтому, решили начать со второй, менее амбициозной части проекта — с поворота течения в реках Онеге, Сухоне, Вычегде и Печоре.
На специальной сессии Академии наук СССР в 1933 году был заслушан доклад «о технической схеме реконструкции Волги». Собственно, никто не собирался разворачивать реки в новые русла. Для покрытия дефицита воды в Каспийском море предполагалось перебрасывать из северных рек в Волгу и далее в Каспий более 17 куб. км воды ежегодно. Наша Онега входила в западную группу объектов «изъятия стока». На Онегу и Сухону приходилось, согласно проекту, девять кубокилометров воды в год.
Из озера Лача, являющегося истоком реки Онеги, часть его воды должна была пойти не на север к Белому морю, а на юг, в озеро Воже, а потом в озеро Кубенское и далее в Волгу, вливаясь в нее чуть выше Рыбинского водохранилища. Лача и Воже соединены рекой и нужно было просто поменять ее течение (хотя это совсем не просто). А вот от Воже до Кубенского нужно было бы построить канал, и Кубенское озеро потом также каналом соединить с руслом Волги. Но как заставить часть стока Онеги течь обратно в озеро Лача? Для этого рядом с Каргополем на Онеге хотели построить высокую плотину и сильно поднять уровень озера, накопив в нем необходимое количество воды. Расчеты показали, что при этом на территории Каргопольского района и на севере Вологодской области произошло бы затопление 134 тыс. гектаров (или 1340 кв. километров) земель.
Помимо этой плотины пришлось бы создать в долине Онеги еще восемь низконапорных и один средненапорный гидроузел, располагающиеся каскадом почти до Онежской губы Белого моря. Также для обеспечения работы насосов, шлюзов и прочих механизмов на двух гидроузлах пришлось бы поставить две гидроэлектростанции: собственных крупных источников энергии тогда в Архангельской области еще не было, а по проекту для работы всей онежской системы потребовалось бы около 5 млрд кВт/ч электроэнергии в год.
Электростанции должны были возникнуть около сел Ярнема и Турчасово. Турчасовская ГЭС предполагалась небольшой и выступающей во вспомогательной роли мощностью всего 20 МВт с выработкой 110 млн кВт/ч энергии. А вот Ярнемская ГЭС — более крупной: 500 МВт с производством 1,1 млрд кВт/ч электроэнергии (для сравнения: мощность Камской ГЭС — 552 МВт, Нижегородской — 530 МВт, а самой крупной в России Саяно-Шушенской — 6400 МВт, соответственно, Ярнемская ГЭС могла бы стать 23-й по мощности на территории России из 195 действующих на данный момент). Вырабатывать в Ярнеме энергию стали бы четыре агрегата с турбинами РО-45 с диаметром рабочего колеса в 6,5 метра, расположенных в турбинном зале плотины станции. Расстояние между ГЭС составило бы 21 км.
Насколько это изменило бы облик наших мест, судите сами… Плотину Ярнемской ГЭС хотели выстроить высотой до 54 метров и длиной 900 метров, поперек всей речной долины Онеги. Это привело бы к образованию водохранилища длиной 103 км вверх по течению Онеги и шириной до 5 км. Многие деревни просто исчезли бы с лица земли, а их население — отселено, заливных лугов также не осталось бы. Изменилась бы вся география района и структура его экономики, в район неизбежно пришли бы инвестиции, увеличилась бы промышленная база, образовались бы рабочие места. А вот как в краткосрочной и долгосрочной перспективе отреагировала бы природа, достоверно даже сейчас никто сказать не может.
Подобные изменения предполагались и в восточной печорско-камской части проекта. К началу работ все было готово, но началась Великая Отечественная война и к проекту вернулись только в 60-е годы. Почти десять лет продолжалось уточнение проекта в свете новых реалий. Была сосчитана первоначальная смета: строительство Ярнемской и Турчасовской ГЭС могло обойтись государству в 186 миллионов советских рублей. Начало строительства было запланировано на 1972 год, ввести станции в эксплуатацию хотели в 1978 году. Но потребовался очень спорный и рискованный эксперимент. Удешевить и ускорить строительство плотин, каналов и дамб решили за счет осуществления промышленных подземных ядерных взрывов…
Секретный проект «Тайга» предполагал производство 250 подземных ядерных взрывов, но сначала было необходимо проверить их эффективность. И здесь нам в отличие от соседей повезло — районом проведения столь амбициозного опыта был выбран восточный (печоро-камский) сектор проекта.
Именно там, в Чердынском районе Пермской области, на водоразделе Печоры и Камы, в попытке разом создать канал между реками, 23 марта 1971 года был произведен пробный подземный промышленный ядерный взрыв. Строители заложили три заряда по 15 килотонн каждый (один заряд был примерно равен мощности бомбы в Хиросиме). На месте взрыва образовалась траншея длиной около 700 метров, шириной 380 и глубиной до 15 метров. Вот только взрыв получился не очень-то и подземным: радиоактивный грунт был выброшен на высоту до 2000 метров, частицы радиоактивной пыли достигли даже Швеции, а траншея сразу же была затоплена радиоактивной водой.
Проект «Тайга» тихонько свернули, но даже эта неудача не заставила отказаться от глобального проекта поворота северных и сибирских рек. И тут выручил сам Каспий. С середины 70-х годов его уровень сам по себе, в силу природных ритмов стал повышаться на 30-40 см в год. Правительство передумало поворачивать вспять нашу Онегу. Далее, в восьмидесятые годы, против всего проекта выступила большая группа ученых во главе с академиком Яншиным. Позднее к ним подключились общественные деятели и советская интеллигенция, включая писателей С. Залыгина, Ф. Искандера, В. Астафьева и многих других. Писатель В. Белов даже опубликовал в западной прессе большую статью «Спасут ли Каспий Воже и Лача». В стране вместе с перестройкой начало формироваться гражданское общество: возникли такие процессы, что забыли и про поворот сибирских рек в Среднюю Азию и на Аральское море. 16 августа 1986 года вышло распоряжение Совета Министров СССР о прекращении всех работ по переброске рек.
Исключен ли вариант с возвратом к столь амбициозному проекту? Еще лет 20 назад казалось, что ответ однозначен: раз последствия переброски рек до конца неясны, то никто проектом заниматься не будет. Однако цикл на Каспии может снова смениться и его уровень может снова упасть. Во-вторых, Волга сама начинает мелеть, в некоторых местах уровень воды в волжском каскаде уже на пять метров ниже минимально допустимого. Мелеет и Дон, соединенный с Волгой каналом. В-третьих, рост сельхозпроизводства после введения санкций против России требует еще больше воды для орошаемого сельского хозяйства на нашем Европейском юге. В-четвертых, имеется экономически положительный опыт: в 2000-х годах Китай начал успешную переброску около 60 кубокилометров воды в год в свои засушливые регионы.
Экологи и сегодня негодуют по поводу подобных планов, однако, периодически в научной дискуссии вопрос переброски северных вод возникает. Не далее, как год назад, в марте 2022 года, заведующий лабораторией моделирования поверхностных вод Института водных проблем Михаил Болгов в интервью «Комсомольской правде» заявил, что проект рано или поздно придется возродить для того, чтобы наконец-то «напоить южные регионы страны». Так что, возможно, еще ничего не закончилось…
А. Плюснин.
(Данные для статьи взяты из открытых источников).


© Сетевое издание "Плесецкие новости"






Подать объявление
CAPTCHA
Погода на сегодня



Авторское право на содержание сайта Plesnov.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит сетевому изданию "Плесецкие новости", если иное не указано в тексте статьи или в подписи к перечисленным материалам. Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. Использование текстовых материалов возможно только в виде частичного цитирования в объеме, не превышающем 30% исходной информации, и только при условии и наличии гиперссылки на конкретный материал.

RSS

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.