Плесецкие новости
Случайный материал

От героев былых времен…

От героев былых времен…

Его судьба во многом похожа на судьбы самых знаковых для нашей страны людей.

Как Ломоносов, пешком, с тремя рублями в кармане, он ушел из родного дома учиться. Как Аркадий Гайдар в 20 лет он стал военным комиссаром целого района. Был сокурсником по Алексеевскому пехотному училищу героя Гражданской войны Сергея Лазо.
Приближается очередная дата Великой Победы. Сколько бы ни прошло лет, какие бы победы ни были в прошлом и какие бы ни случились в будущем, ту Победу и ту войну забыть нельзя. Население страны, а значит, и наши земляки заплатили за ту Победу высокую цену. Те, кто работал в тылу, и те, кто воевал на фронте. Более 15 тысяч жителей района ушли на фронт, половина из них не вернулись. Горели в танках, тонули в студеных водах Балтики и Арктики, умирали в окопах. Воевали наши земляки солдатами, воевали и генералами…
Генерал Василий Васильевич Болознев родился 1 января 1898 года в небогатой семье в глухой деревушке Зихново (Зехнова) на берегу Кенозера. Тогда эта территория входила в состав Каргопольского уезда Олонецкой губернии, а ныне – в составе Плесецкого округа.
Начальное сельское училище будущий генерал окончил в Вершинино, затем продолжил обучение в селе Архангело. Желание порвать с бедностью и выучиться привело Василия Болознева в губернскую учительскую семинарию в городе Петрозаводске, куда он отправился с Кенозера буквально пешком. Учительская семинария давала бесплатное специальное образование и право учительствовать в начальной школе. Самым бедным студентам могли и стипендию на содержание выплачивать.
По окончании учебы в 1916 году вместо школы Василий Болознев отправился на ускоренные офицерские курсы в престижное Алексеевское пехотное училище: в шла война, и офицеры были востребованы больше, чем учителя.
В 1917 году в нижнем офицерском чине Василий Васильевич оказался на фронте. В стране как раз начиналась революция… Мемуаров Василий Васильевич не оставил, поэтому доподлинно неизвестно, где прапорщик Болознев проникся революционными идеями: может быть, еще в семинарии, а может — в военном училище или на фронте. Но в марте 1917 года революционные солдаты 4-й роты 149-го пехотного полка именно его выбрали своим командиром.
После выхода России из войны бывший прапорщик Болознев демобилизовался и вернулся в родное Зихново. Как и многие фронтовики, В. Болознев принял активное участие в становлении новой власти в Кенозерье. Земляки избрали его секретарем волисполкома. Одновременно с этим он был назначен военным комиссаром Кенозерской волости, а затем уже и военкомом всего огромного Каргопольского уезда. А Болозневу было-то всего 20 лет! В конце 1918 года он вступил в партию большевиков и добровольцем отправился на фронт новой, уже разгорающейся Гражданской войны, где и прошел многие ступени своей военной карьеры: был командиром взвода, роты, командовал пешей разведкой полка. Закончил Гражданскую В.В. Болознев в должности командира батальона 185-го полка 29-й стрелковой дивизии. Но впереди его ожидали новые испытания: в стране хозяйничали банды.
Далеко увела судьба от родных мест молодого красного командира. В 1921 году Болознев принял командование отдельным батальоном частей особого назначения (ЧОН). Он отправился в Западную Сибирь и на Алтай воевать с бандами Новоселова, Кайгородова и Сальникова, подручными кровавого «черного барона» Унгерна. Банды чоновцы уничтожили, и спустя два года Василий Васильевич стал слушателем Московской военной академии РККА, после окончания которой ему удалось совместить военное дело с его юношеской мечтой: он стал преподавателем академии, а чуть позже — начальником учебной части высшей военно-педагогической школы.
С 1930-го краском Болознев вернулся к строевой службе и шесть лет организовывал штабную работу в 45-й и 100-й стрелковых дивизиях. Еще четыре года он был начальником штаба 13-го стрелкового корпуса.
В середине лета 1940 года начался освободительный поход РККА на территорию Бессарабии и Буковины, ранее отторгнутых у России румынским государством. Полковник Болознев вступил в должность помощника командира 7-го стрелкового корпуса. Поход прошел относительно мирно и крупных стычек с румынскими войсками не было. По окончании его, в сентябре 1940-го, начала работать советско-румынская комиссия по определению убытков и разрушений во время смены власти в освобожденных районах. Техническую комиссию от советского государства возглавил полковник Болознев (от румын был генерал Корлеонц).
Румынская сторона выдвинула претензии с требованием вернуть Румынии оставленное в Бессарабии военное имущество. Хозяйственный и прижимистый кенозерский мужик Василий Болознев развел руками и заявил румынам, что все «имущество расхитили дезертиры», возвращать совсем нечего. Наоборот, это румыны должны возместить советской стороне ущерб за причиненные страдания молдавского народа. В результате полковник Болознев заставил раскошелиться румын на 265 миллионов лей! Правда, деньги румыны так и не выплатили: помешала грядущая война.
После окончания работы комиссии Василий Васильевич был назначен заместителем командира 22-го стрелкового корпуса, а за месяц до нападения Германии возглавил штаб 27-й армии при легендарном командарме Н. Берзарине. Войну они встретили в Риге. Армия находилась на марше, разбросана была по всей Прибалтике. Значительную часть личного состава составляли малобоеспособные национальные прибалтийские дивизии и корпуса. Детальную и прочную оборону по реке Западная Двина организовать не удалось, и немецкий клин вошел в стык между частями 27-й и 8-й армий РККА. Армии В.В. Болознева пришлось отступить в Псковскую область.
Ситуация на фронтах развивалась так, что нужно было начинать готовить оборону Москвы. В конце июля в Московском военном округе была сформирована новая 34-я армия. Штаб армии возглавил полковник Болознев. Началась битва за Москву. За несколько первых месяцев войны РККА лишилась почти всей кадровой армии, дефицит обученного командного состава был чудовищным. Были случаи, когда обязанности командира дивизий (генеральская должность) выполняли армейские капитаны! В Управлении кадрами РККА вспомнили о первом образовании В. Болознева, о работе в академии, и в ноябре 1941 года полковник был отозван с фронта и назначен старшим преподавателем Академии Генерального штаба. Но вступить в должность Василий Васильевич согласился только при условии совмещения ее со строевой службой, поэтому одновременно с преподавательской работой он руководил оперативным отделом штаба 60-й армии…
Василий Васильевич Болознев имел все шансы войти в число самых видных и титулованных военачальников Красной армии. И.Х. Баграмян, например, начал войну также полковником, а закончил её командующим 1-м Прибалтийским фронтом. Полковник Федюнинский дорос до командования Ленинградским фронтом, полковник Черняховский — 3-м Белорусским. Наш полковник Болознев имел все необходимые предпосылки: соответствующее образование, мощную теоретическую подготовку, стратегическое мышление, огромный боевой опыт, задатки крупного военного организатора. Однако в судьбу вмешался Его Величество Случай. Василий Васильевич рвался на фронт, и однажды там, на передовой, он получил тяжелейшую контузию и больше года провел в госпиталях: сначала в Куйбышеве (ЭГ-358), потом в Уфе (ЭГ-1739). Последовало трудное лечение, длительная реабилитация. На фронт Василия Васильевича больше не пустили…
В октябре 1943-го он был назначен начальником Харьковского пехотного училища, тогда же ему присвоили звание генерал-майора.
В середине 1944 года генералу Болозневу было поручено организовать в Казани одно из первых в СССР Суворовское училище, первым начальником которого он и стал. 30 сентября 1944-го училище было им сформировано в составе четырех рот по 100 человек и двух подготовительных классов по 50 человек.
Кадеты-суворовцы с любовью вспоминали своего командира, отдавая дань не только организаторским способностям, но и его педагогическому таланту. Генерал пользовался непререкаемым авторитетом как среди офицеров и преподавателей, так и среди юных воспитанников. Многие суворовцы потеряли отцов на войне и с благодарностью принимали отеческую заботу начальника училища. Бывший суворовец Сергей Сергеев вспоминал какой разнос начальник устроил тем, кто не выучил правила по русскому языку и получил двойки. Стыдя пацанов, «Василь Василич», как его называли курсанты, заметил, что хотя он сам учил эти правила еще до революции, но помнит их до сих пор. И тут же, расхаживая по сцене, без запинки отчеканил их так, что устыдились даже самые нерадивые.
Суворовец Сергеев вспомнил еще один случай: «У многих из нас в первые годы учебы были проблемы с зубами: сказалось голодное военное время. А потому на наших столах всегда оставались недоеденные корочки хлеба, который в то время был в огромной цене и выдавался населению только по карточкам и строго по норме. И вот однажды эту картину увидел генерал. Честно говоря, мы ожидали, что он станет нас стыдить за такое отношение к хлебу, но вместо этого он неожиданно взял одну корочку со стола и стал… жевать, приговаривая: «Эх, ребятки, как же вы можете оставлять хлебные корочки, когда в них столько витаминов, которые укрепляют зубы! Вот смотрите, — он показал нам свои ровные и красивые зубы, — мне почти пятьдесят, а зубы мои все здоровые и крепкие. А все потому, что я никогда не оставляю хлебных корочек недоеденными!». Мы слушали его, раскрыв рты от удивления. А после того, как он отошел, мигом расхватали все корочки. И, вы не поверите, нам тогда показалось, что вкуснее их нет ничего на свете! После того случая мы никогда не оставляли хлеб недоеденным».
С 1946 года генерал Болознев пытался вернуться к строевой службе в должности начальника штаба 10-го гвардейского стрелкового корпуса, но желание обучать молодежь перевесило: с 1949 года он работал начальником военной кафедры сначала Таджикского, а затем Воронежского государственных университетов. В 1957 году с почетом был отправлен в отставку.
Умер генерал-майор Василий Васильевич Болознев 24 октября 1978 года в Воронеже, там же и похоронен. На его могиле благодарные воспитанники поставили мраморный памятник, где В.В. Болознев изображен шагающим навстречу своим мальчишкам-суворовцам.
«От героев былых времен» должны навечно остаться их имена. И вечная память.
А. Плюснин.
(в статье использованы материалы из открытых источников).


© Сетевое издание "Плесецкие новости"






Подать объявление
CAPTCHA
Погода на сегодня



Авторское право на содержание сайта Plesnov.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит сетевому изданию "Плесецкие новости", если иное не указано в тексте статьи или в подписи к перечисленным материалам. Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. Использование текстовых материалов возможно только в виде частичного цитирования в объеме, не превышающем 30% исходной информации, и только при условии и наличии гиперссылки на конкретный материал.

RSS

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.