Плесецкие новости
Случайный материал

Ловись, ловись, книжка!

Ловись, ловись, книжка!

«Мудр не тот, кто знает много,

а тот, чьи знания полезны»

Эсхил.

Почему одни дети любят читать, а другие нет. Современный ребенок плотно загружен учебой и дополнительными занятиями, и на вдумчивое чтение у него просто не остается сил и времени. Даже страница текста для него – большая нагрузка. Может, ему предлагают не те книги, которые ему интересны? Или он считает, что чтение скучное занятие? А может, ребенок просто не любит читать, как другие не любят слушать музыку, ходить в театр или заниматься спортом. Тогда придется ограничиться небольшим литературным багажом.                                                                            

До 8-9 лет говорить о нелюбви к чтению рано. Поговорите с ребенком откровенно. Спросите, почему ему не нравится читать, не тяжело ли, что он чувствует при чтении, нет ли каких-то сложностей, о которых родители ещё не знают. Понаблюдайте за реакцией – это тоже ответ на вопрос. Тогда станет ясно, требуется ли дополнительная помощь. Возможно, сын превратится в «читайку», получив в подарок роскошный том фэнтези или энциклопедию футбола, а дочь засядет за книжки в своей комнате, посетив вечер поэзии.

Книга должна ассоциироваться с любовью и заботой, удовольствием и принятием, престижем и социальным статусом, дружелюбием и интересом. Чтобы приобщить ребенка к чтению, нужна читающая семья и читающая среда. Хорошая библиотека убеждает лучше самых правильных слов. Не ругайте и не стыдите ребенка за то, что он не читает, не знает или не понимает. Не сажайте за книгу из-под палки, не заставляйте читать даже программные произведения. Можно назначить умеренную премию за прочтение и пересказ содержания конкретных книг – деньги, дополнительное время у гаджета, просмотр кино, поход к друзьям.

Ограничьте просмотр телевизора, интернет, видеоигр и игрушек в телефоне 1-2 часами в день – пусть у ребенка появится свободное время для чтения. Читайте сами на глазах у ребенка – пусть книги лежат на тумбочке у вашей кровати, на столе, в рюкзаке, светятся в телефоне. Обсуждайте прочитанное с родными, друзьями или соседями. Увлеченно рассказывайте о любимых литературных героях и судьбах книг, вспоминайте истории из вашего школьного детства – дети обожают слушать «как мама и папа были маленькими». Поощряйте рассказы ребенка о прочитанном, внимательно выслушивайте их, задавайте вопросы. Хвалите и благодарите. Позволяйте ему самостоятельно формировать круг чтения, каким бы странным он вам ни казался. Обеспечьте доступ к литературе, запишите ребенка в библиотеку.

Объясняйте, зачем нужны книги. Почему человек читающий имеет преимущество перед тем, кто берет информацию из телевизора, каким образом чтение развивает ум. Как оно пригодится при выборе и получении образования, принятии самостоятельных решений. Читайте вместе. Если домашние не возражают, устраивайте по выходным сеансы семейного чтения вслух, по очереди или по ролям. Что понравилось в книге? Смейтесь вместе, обсуждайте интересные моменты и наслаждайтесь чтением. Читайте перед сном. Пусть несколько страниц какой-нибудь увлекательной и доброй истории – приключений Буратино, Суок, Муми-троллей или хоббита с компанией – сблизят вас с ребенком, станут способом выразить любовь. Если тяжело воспринимаются крупные и сложные тексты – начните с маленьких рассказов, читайте по одной главе, по страничке. Если ребенку неинтересна художественная литература, то пусть читает о своих любимых автомобилях, космических кораблях, собаках, листает журналы.                    

Устраивайте торжественные походы в библиотеку, книжный магазин, завершая их в кафе или на игровой площадке, обсуждайте обложки и содержание книг, вместе рассматривайте книгу. Эффективно действует конкуренция – с друзьями, соседями – ненавязчиво, но активно общайтесь с ними на глазах у «нечитайки», говорите о книгах – прочитанных и тех, которые планируете прочитать, хвалите за эрудицию. Постарайтесь, чтобы у ребенка было читающее окружение, где говорят о книгах и любят их. Может сработать игра – например, семейная литературная викторина ко дню рождения или празднику; игра в цитаты – из какой книги взята та или иная фраза или литературный герой. Предложите ребенку нарисовать картинку, сделать поделку, написать эссе на какой-нибудь конкурс, посвященный Пушкину, Чуковскому, Носову, Гайдару… и заодно познакомиться с произведением.

Подбрасывайте на видное место книги, которые на ваш взгляд могли бы быть интересны ребенку. Популярные фэнтези-сериалы, детские журналы и комиксы. Сыграйте на стремлении выделиться. Модные книги – по фильмам и сериалам, которые уже вышли или вот-вот выйдут, с популярными у подростков героями, «культовые». Может, сын или дочь прочтут их, чтобы похвастаться в классе. А если ребенок любит нарушать запреты, запретите ему подходить к книжному шкафу и брать оттуда книги. Попробуйте.

Экспериментируйте, ищите, пробуйте – у каждого «нечитайки» есть ключик к книжному шкафу, надо только его подобрать.

Н. Иванова,

Заведующая детским отделом Плесецкой библиотеки.



© Сетевое издание "Плесецкие новости"






Подать объявление
CAPTCHA
Погода на сегодня



Авторское право на содержание сайта Plesnov.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит сетевому изданию "Плесецкие новости", если иное не указано в тексте статьи или в подписи к перечисленным материалам. Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. Использование текстовых материалов возможно только в виде частичного цитирования в объеме, не превышающем 30% исходной информации, и только при условии и наличии гиперссылки на конкретный материал.

RSS

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.